Сегодня от громадного комплекса зданий Народного дома осталась только часть, где долгое время размещался кинотеатр «Великан».

Общий вид зданий Народного дома. Фотография 1913 г.
Общий вид зданий Народного дома. Фотография 1913 г.

В конце XIX века в России стало усиливаться революционное движение. Для борьбы с ним царское правительство использовало не только репрессии, но и стремилось отвлечь пролетариат от острых социальных проблем, от размышлений над причинами безысходной нужды. В различных городах страны создавались учреждения для организации дешевых зрелищ.

В Петербурге для этого было построено специальное здание в Александровском парке. При его открытии 21 декабря 1900 года оно получило официальное название «Народный дом имени императора Николая II Петербургского городского попечительства о народной трезвости».

Для строительства этого грандиозного по тем временам сооружения использовали железный каркас одного из павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая была организована в Нижнем Новгороде в 1896 году. Каркас по частям перевезли в Петербург и под руководством архитектора Г. И. Лю-цедарского установили, изменив некоторые архитектурные формы. При строительстве Народного дома были применены некоторые технические новинки. Одной из них явилось применение пробки как строительного материала. Для облегчения корпуса верхняя часть стен была сложена из кирпича, приготовленного из пробковой массы — феллолита. Кирпич привозили из Гамбурга. Были созданы совершенная противопожарная система и усиленная вентиляция, которая обеспечивала нормальные условия для одновременного пребывания в помещении свыше пяти тысяч человек.

Здание Народного дома делилось на три части. Центральную венчал стеклянный купол, в ней размещались большое фойе и вестибюль. Левую часть здания занимал драматический театр на 1250 мест. Зрительный зал театра состоял из партера и балкона. Правая часть использовалась как помещение для народных гуляний. Здесь же размещалась эстрада. Металлические колонны внутри этого зала не были облицованы кирпичной кладкой, поэтому помещение получило название Железного зала.

В 1910-1911 годах к правому крылу Народного дома со стороны Железного зала по проекту архитектора Г. И. Люцедарского был пристроен Большой оперный зал, он состоял из партера, амфитеатра и трех ярусов. Общее количество мест в нем было 2767. Перекрывал помещение крупнейший в строительной практике того времени железобетонный купол,

Открытие Большого оперного зала было назначено на 6 января 1912 года. В тот вечер шла опера Глинки «Жизнь за царя» (так называлась тогда опера «Иван Сусанин»). После первого же спектакля, в ночь на 7 января, в театре вспыхнул пожар, который причинил значительные разрушения. Ремонт продолжался долго. Второе открытие Большого оперного зала состоялось в декабре 1912 года.

Возведением этого зала завершилось строительство Народного дома. Фасады всех его корпусов были облицованы желтым кирпичом. Архитектурный комплекс сочетал четкость и строгость рационального решения с монументальной представительностью общественного здания. Но планировка и акустика зрительных залов были не вполне удачными.

Народный дом пользовался большой популярностью среди простого люда Петербурга. Он быстро стал местом массовых развлечений трудового народа. Сюда ехали отдохнуть со всех районов города. Нередко в воскресные дни Народный дом посещало до 20 тысяч человек. Что же привлекало сюда людей? Во-первых удобное место расположения, во-вторых, недорогие билеты, доступность Народного дома для всех желающих. При входе в него стояли турникеты. Чтобы войти нужно было в кассу турникета опустить 10 копеек За эту цену разрешалось пользоваться всеми аттракционами и увеселительными мероприятиями в фойе, Железном зале и в саду. В Железном зале кроме аттракционов находилась эстрада, на которой выступали фокусники жонглеры, оркестры, хоры, исполнялись короткие феерии и мелодрамы. В саду были качели, карусели комнаты кривых зеркал. Впоследствии в саду выстроили Американские горы, за катание на которых плата взималась дополнительно.

Американские горы в парке Ленина Фотография 1938 г.
Американские горы в парке Ленина Фотография 1938 г.

К увеселительным аттракционам Народного дома следует отнести железную дорогу для катания публики. Дорога была открыта в 1908 году и просуществовала до 1917 года. Она имела протяженность около километра — от Народного дома до Мытнинской набережной. Паровоз и три вагона были заказаны в Нью-Йорке. Железная дорога привлекала внимание многих детей и взрослых.

По воскресеньям в Народный дом нередко приходили целыми семьями, на весь день. Работали буфеты и столовая.

Для посещения театра полагалось купить отдельный билет. Цены здесь были дешевле, чем в императорских и частных театрах.

Изредка здесь устраивались художественные выставки, но, как правило, они не пользовались успехом. Основной массе посетителей Народного дома тонкости изобразительного искусства не были понятны, выставки пустовали. По этому поводу газета «Современное слово» 14 мая 1908 года писала: «По примеру Народного дома графини Паниной в Народном доме Петербургского попечительства о народной трезвости устроена народная выставка картин. К сожалению, выставка посещается слабо. Так, например, в воскресенье 4 мая из 20 000 человек, посетивших Народный дом, только 700 человек зашли на выставку. Еще печальнее, что среди этих 700 человек «народ» почти отсутствует».

В Народном доме шли «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Демон» Рубинштейна, большинство опер Чайковского и Римского-Корсакова. Многие произведения начинали свою сценическую жизнь в Большом оперном зале Народного дома: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Алеко» Рахманинова. Эти оперы зрители услышали в 1910 году в Народном доме, на 4-5 лет раньше, чем в Мариинском театре.

В оперной труппе Народного дома состав менялся часто. Артисты предпочитали другие театры, с более высокими ставками. Уровень труппы был посредственный, но в качестве гастролеров для исполнения ответственных партий сюда часто приглашали лучших мастеров того времени. Здесь пели Шаляпин, Нежданова, Собинов, известный московский тенор Дмитрий Смирнов и многие другие. Некоторые из них свои новые роли исполняли впервые на сцене Народного дома. Публика впервые услышала здесь Шаляпина в роли Дон-Кихота в одноименной опере Массне и в образе Филиппа II в опере Верди «Дон Карлос».

В годы Великой Отечественной войны Народный дом получил серьезные разрушения, пострадал и его Железный зал. Практически при его восстановлении остались только крыша и стены. В 1959 году во вновь созданных интерьерах открылся планетарий. Это был третий в Советском Союзе планетарий (после Москвы и Волгограда), оборудованный аппаратом «Большой Цейс», изготовленным в Германской Демократической Республике. С помощью этого аппарата в «звездном» зале, рассчитанном почти на 500 человек, на сферическом экране-куполе воспроизводится взаимное расположение планет и звезд с присущими им степенью яркости и цветом, то есть создается картина звездного неба, которое можно наблюдать невооруженным глазом. Аппарат позволяет также увидеть картину звездного неба и небесные явления в движении за любой отрезок времени и для любой точки земной поверхности. Можно даже воссоздать картину звездного неба, которая наблюдалась в далеком прошлом, или узнать, как будут расположены небесные светила в будущем, через сто или тысячу лет.

Планетарий. Фотография 1960-х гг.
Планетарий. Фотография 1960-х гг.

На четвертом этаже планетария размещается небольшая астрономическая обсерватория, где посетители, астрономы-любители, члены кружков юных астрономов и юных космонавтов могут наблюдать в телескоп небесные светила.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 декабря 2011