Долгое время Кронверкский проспект и прилегающие к нему улицы были окраиной, на благоустройство которой городские власти обращали мало внимания. Водопровод сюда провели только в 1875 году, а до этого воду брали в колодцах или из бочек, в которых за определенную плату ее развозили из Невы.

Дом № 59 на Кронверкском проспекте — характерный образец застройки капиталистического Петербурга. Фотография 1906 г.
Дом № 59 на Кронверкском проспекте — характерный образец застройки капиталистического Петербурга. Фотография 1906 г.

Трудно в этом районе решались и транспортные вопросы. Лишь в какой-то степени способствовала связи Петербургской стороны с центром и другими районами города конная железная дорога (конка), которую проложили по Кронверкскому проспекту в 1870-х годах. Вагончики конки вмещали до 40 человек. Но ходили они редко, а желающих ехать было много, вагончики набивались до отказа, поэтому пассажиров конки в шутку называли «сорок мучеников».

Строительство Троицкого моста позволило значительно улучшить транспортные связи Петербургской стороны с центром города и другими районами. Именно через Троицкий мост в 1908 году пошел первый трамвай. Он пересекал Кронверкский проспект и следовал по Каменноостровскому проспекту до Новой Деревни.

По Кронверкскому проспекту трамвай пустили в 1914 году, причем сразу были проложены те линии, которые существуют и сегодня: часть трамваев поворачивала на Введенскую улицу, часть — на Александровский проспект (ныне проспект Добролюбова) к Тучкову мосту.

Мечеть. Фотография 1913 г.
Мечеть. Фотография 1913 г.

После улучшения транспортных связей жить в этом районе стало удобнее, и предприимчивые домовладельцы охотно стали скупать земельные участки для строительства особняков и доходных домов. Мода жить на Петербургской стороне способствовала быстрому росту цен на землю. Об этом красноречиво свидетельствует такой факт: В СВЯЗИ е благоустрбйтельньши работами городская дума решила приобрести участок домовладелицы Пальниковой (рядом с Кронверкским проспектом). Дело об отчуждении тянулось с 1883 по 1906 год. За это время стоимость квадратной сажени земли по определению оценочной комиссии возросла с 10 до 100 рублей. По этой цене земля и была отчуждена.
Частная собственность на землю, нежелание некоторых владельцев расставаться с участками в ожидании еще более выгодной ситуации (а цены росли с каждым годом) сдерживали развитие городского хозяйства. Даже на таком бойком месте, как перекресток Кронверкского проспекта и Каменноостровского, стояли старые сараи, а вокруг была непролазная грязь.

В начале XX века на Кронверкском проспекте было выстроено наибольшее количество домов.

Участком на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы за первые 200 лет существования города владели многие хозяева. Само название улицы напоминало о том времени, когда здесь, в центре города, возводились дома «именитых людей». После того как центр города переместился на левый берег Невы, дворяне стали строить свои дома поближе к Сенату и Синоду, а на Петербургской стороне жили мелкие чиновники, отставные офицеры невысоких рангов и работный люд. Так продолжалось до начала XX века.

В 1904-1906 годах на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы по проекту известного петербургского зодчего академика архитектуры А. И. Гогена был построен особняк для балерины М. Ф. Кшесинской. Это здание — один из лучших образцов стиля модерн, который распространился в архитектуре в конце XIX — начале XX века. Особняк отличается живописной композицией разновысотных объемов, выразительным силуэтом. Фасады отделаны разноцветным гранитом и облицовочной плиткой.

Рядом с особняком Кшесинской на участке № 5 в 1913-1915 годах по проекту архитектора А. И. Клейна на кооперативных началах был выстроен дом, в котором предоставили квартиры пайщикам кооператива. Здание представляет собой удачный образец архитектуры неоклассицизма.

На участке № 7-9 в 1910-1914 годах была возведена мечеть на средства, собранные верующими (полмиллиона рублей). Петербургское общество архитекторов по поручению комитета по постройке мечети объявило конкурс на составление эскизного проекта. Лучшим признали проект, составленный архитектором Н. В. Васильевым. В доработке проекта и его осуществлении принимали участие С. С. Кричинский и А. И. Гоген.

Мечеть представляет собой модернизированное подражание мавзолею Тамерлана в Самарканде. Минареты, купол и порталы украшены многоцветными изразцами. Декоративное убранство выполнено художником-керамистом П. К. Ваулиным. Сын уральского крестьянина, Петр Кузьмич Ваулин был выдающимся мастером. В Кикерине под Гатчиной он создал художественно-керамические мастерские. Многие здания города хранят прекрасные образцы работы кикеринских мастеров. Лучшим художественным произведением самого П. К. Ваулина считается декоративное убранство мечети.

Следующий большой участок по Кронверкскому проспекту и Конному переулку принадлежал частным владельцам, которые сдавали его в аренду для строительства различных увеселительных заведений. На этом участке в 1908-1912 годах были построены кинотеатр «Колизей», «Скетинг-ринг» — площадка для катания на роликовых коньках — и цирк «Модерн». Просуществовали они до 1918-1919 годов.

На углу Кронверкского и Каменноостровского проспектов оба участка № 15 и № 17 до 1917 года принадлежали домовладелице Лидваль. Ее сын, Федор Иванович, окончил Петербургскую академию художеств и стал впоследствии выдающимся зодчим. Лидваль — автор комфортабельных доходных домов, монументальных зданий банков, известной гостиницы «Астория». Он был одним из основоположников петербургского модерна. К высшим достижениям этого стиля относится дом № 15 по Кронверкскому проспекту, построенный в 1900—1904 годах. Главная особенность здания — его новаторское планировочное и композиционное решение. Одним из первых архитектор ввел в сплошную застройку полуоткрытый озелененный двор — курдонер. Ф. И. Лидваль разработал своеобразную систему архитектурных форм и декоративных мотивов в стиле модерн. Разнообразные оконные проемы — прямо- и многоугольные, широко расставленные и сближенные, окна с наличниками разных рисунков, балконы и эркеры бесспорно обогатили внешний облик дома. Как образец жилого дома в стиле модерн он вошел в учебные курсы истории архитектуры, находится под охраной государства.

Дом городских учреждений. Фотография 1910-х гг.
Дом городских учреждений. Фотография 1910-х гг.

Резко отличен по своей архитектуре дом № 49. Здание это построено в 1912-1913 годах по проекту архитектора М. М. Перетятковича в стиле неоклассицизма. Центр здания увенчан башней с ротондой и куполом. Нижняя часть фасада обработана мощными рустами. В композицию центральной башни, а также торцовых фасадов и боковых ризалитов включены колонные портики.

Здание строилось на средства городской думы для различных городских учреждений. В нем разместились магазины, торговая палата, камера мирового судьи, аукционный зал, зал для заседаний.

Перед Великой Отечественной войной большую часть дома № 49 занимала Высшая профсоюзная школа. После окончания войны здание было отдано Ленинградскому институту точной механики и оптики.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
11 декабря 2011