В начале XIX века в строительстве петербургских мостов наступил новый этап, связанный с применением нового строительного материала — металла. Первый чугунный мост сооружен в 1806 году на пересечении Невского проспекта и Мойки. Тогда он назывался Полицейским, или Зеленым.

Зеленый мост
Зеленый мост

Проект разработал петербургский архитектор В. Гесте. Использовав конструктивную идею инженера Р. Фултона, он решил перекрыть пролет пологим сводом, собранным из чугунных блоков, напоминающих по форме перевернутые ящики. В их стенках были сделаны отверстия, через которые пропускались болты, скрепляющие блоки-ящики один с другим. Многие свидетели строительства сомневались в прочности моста, но их опасения оказались напрасными: свод продолжает исправно служить до сих пор, хотя возраст его уже превысил сто шестьдесят пять лет. Движение на Невском проспекте с каждым годом становилось все более оживленным. Вскоре Полицейский мост оказался узким, и его решили расширить, пристроив с каждой стороны тротуары, вынесенные на металлических консолях.

Зеленый мост
Зеленый мост

В газете «Северная пчела» 5 сентября 1842 года сообщалось: «На днях поставили небольшой забор на самом видном месте в Петербурге: забором этим обнесли проход для пешеходов на левой стороне Полицейского моста, и все о том заговорили.. . Здесь устраивают вдоль всего моста род балкона, отчего расширится мост, или, по крайней мере, панель для пешеходов… и зимнее гулянье по Невскому проспекту оттого продолжится за Полицейский мост, до угла Адмиралтейской площади».

Зеленый мост
Зеленый мост

В истории Полицейского моста есть один любопытный эпизод: в 1844 году на нем уложили первую в России мостовую из асфальтовых кубиков. Современник-журналист писал в «Северной пчеле»: «Каждый день восхищаюся я пробным мощением асфальтом на гребне Полицейского моста. Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».

Красный мост
Красный мост

В 1904-1907 годах в связи с прокладкой трамвая мост еще расширили, пристроив несколько арок аналогичной конструкции, и сделали новое оформление по проекту архитектора Л. Ильина: в частности, установили новые металлические фонари, которые существуют и в настоящее время.

Архитектурный облик первого чугунного моста может служить яркой иллюстрацией того, как новый строительный материал порождает и новые архитектурные формы. Чугун почти в пять раз прочнее гранита — это позволило придать арке совершенно иные пропорции, сделать ее гораздо более пологой, тонкой и изящной, чем арки каменных мостов XVIII века. Конструкция моста оказалась очень удачной, и проект Гесте утвердили в качестве «образцового». Это был первый в мире типовой проект металлического моста. В соответствии с ним в конце первого десятилетия XIX века заготовили чугунные блоки для целой серии новых мостов через Мойку.

Поцелуев мост
Поцелуев мост

Во время Отечественной войны 1812 года их строительство было приостановлено. Но уже в 1814 году первым закончили Красный мост на пересечении Мойки и Гороховой улицы. Спустя сто сорок лет его чугунный свод заменили современной стальной конструкцией. Однако внешний вид моста при этом не изменился: советскими реставраторами тщательно восстановлены старинные гранитные обелиски с фонарями и золочеными шарами и дополнительные перила, отделяющие проезжую часть от тротуаров, — это любопытное «мероприятие по технике безопасности движения», предусмотренное еще В. Гесте.

Синий мост
Синий мост

«Младший брат» Зеленого и Красного мостов — Синий- был открыт в 1818 году. Их названия объясняются тем, что прежние деревянные мосты были окрашены в соответствующие цвета. В начале 40-х годов около Синего моста было закончено строительство Мариинского дворца. В 1842-1843 годах мост реконструировали так, что он превратился в продолжение Исаакиевской площади. Ширина его достигает почти ста метров — он один из самых широких во всем мире.

Красный мост
Красный мост

Четвертый чугунный мост на Мойке — Поцелуев — был построен в 1816 году. Он расположен на продолжении нынешней улицы Глинки, неподалеку от места пересечения Мойки с Крюковым каналом. Легенда рассказывает, что название возникло оттого, что рядом были казармы Морского экипажа и, уходя в плавание, моряки прощались на мосту со своими возлюбленными. Однако в действительности все было более прозаичным: когда-то у моста, на левом берегу Мойки, находился трактир купца Поцелуева. В 1907-1908 годах старый чугунный свод моста заменили стальной аркой, спроектированной инженером А. Пшеницким, но внешний вид сооружения изменился сравнительно мало. Сохранились и старинные гранитные обелиски с фонарями.

Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.

This post also available in English.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
1,00 из 5 (1)
11 декабря 2011