Обширный район старого Петербурга, лежащий между Мойкой и Фонтанкой к западу от Крюкова канала, с середины XVIII века назывался Коломной. Крюков канал, ограничивающий ее с востока, принадлежит к самым старым в Петербурге: его северную часть, проходившую от Невы до Мойки, закончили в 1719 году. Название напоминает о том, что строителем был подрядчик Семен Крюков.

В 1780-х годах канал продлили до Фонтанки, проложив его по старой улице мимо колокольни Никольского морского собора.

В эти же годы берега Крюкова канала укрепили гранитными набережными. Взамен прежних деревянных мостов началось строительство новых, более надежных, деревянные балки которых покоились на каменных опорах, украшенных изящными фонарями.

Одним из первых был сооружен Матвеевский мост, пересекающий канал у набережной Мойки. Тогда же был построен Пикалов мост, соединяющий берега канала Грибоедова у его «перекрестка» с Крюковым. Пролеты Матвеевского и Пикалова мостов в XX веке перекрыли более надежными металлическими балками.

Однако их силуэты при этом изменились сравнительно мало. На мостах сохранились и старинные фонари. Особенно красивы фонари Пикалова моста, выполненные в виде стройных гранитных обелисков.

В конце XVIII-начале XIX века на Крюковом канале появилось еще пять трехпролетных мостов, по композиции и конструкции аналогичных Матвеевскому и Пикалову. Много позднее их перестроили.
Деревянные балки мостов Декабристов (бывший Офицерский), Торгового, Старо-Никольского и Смежного заменили стальными. В 1932 году соорудили новый Кашин мост, перекрыв канал железобетонной аркой. Ее плавные очертания эффектно оттенили стремительный взлет колокольни Никольского собора.

Живописный ансамбль мостов Крюкова канала в конце 1950-начале 1960-х годов был дополнен тремя металлическими пешеходными мостами. Краснофлотский пересек Мойку вблизи Новой Голландии, Красногвардейский соединил берега канала Грибоедова у его пересечения с Крюковым каналом, а Красноармейский переброшен через Фонтанку около устья Крюкова канала.

Стройные силуэты новых мостов и их архитектурное оформление, тонко стилизованное «под старый Петербург», способствовали тому, что они очень органично сочетаются со старой застройкой бывшей Коломны.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.
2 комментария на “Над каналами старой Коломны”
Комментарии закрыты.
эмиль
Декабрь 11, 2011 в 6:13 пп
я хочу найти обелиск установленный в районе петербургской коломны недалеко от теотральной площади рядом с никольским собором
дед
Декабрь 11, 2011 в 6:13 пп
Спасибо, ищем дом, где жили пращуры в 1840 году. Вот так!