Уже в 1720-х годах появилась первая каменная набережная: она окружала небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки, подле Летнего дворца.
До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. Правда, уже в 1720-х годах появилась первая каменная набережная: она окружала небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок в Летнем саду у Фонтанки, подле Летнего дворца. «Гаванец» позднее засыпали, но недавно при археологических раскопках ленинградские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.
Первую большую гранитную набережную в Петербурге начали возводить в конце 50-х годов перед новым монументальным Зимним дворцом, который строился в те годы по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли.
В 60-80-х годах одели в гранит весь левый берег Невы, начиная от того места, где теперь стоит Литейный мост, и до Ново-Адмиралтейского канала. Только против Адмиралтейства, где вплоть до середины XIX века была кораблестроительная верфь, каменную набережную соорудили позднее — в 70-х годах. В 1784 году закончили ограду, отделившую Летний сад от набережной Невы.
Созданная по проекту архитектора КХ. Фельтена при участии П. Егорова, она пользуется всемирной известностью. Вблизи Летнего сада в конце 60-х годов одновременно с гранитными набережными построили два каменных моста: трехпролетный Прачечный через Фонтанку и однопролетный Верхне-Лебяжий через Лебяжий канал, проложенный еще в конце 1710-х годов. Мосты возводились под руководством каменных дел мастера Т. Насонова, но автор проекта пока не установлен.
Прачечный и Верхне-Лебяжий относятся к числу самых старых каменных мостов Ленинграда. Они были созданы в те годы, когда в России пышный стиль барокко сменился сдержанным, строгим классицизмом. Облик мостов отразил особенности этого переходного периода в эволюции архитектуры.
С одной стороны, в мягких закруглениях арок, в овальных люкарнах, расположенных над выступами ледорезов, и в живописном развороте лестниц еще ощущаются отголоски барокко, но в то же время общая строгость и монументальность композиции, сочетание величия и благородной простоты — качества, свойственные стилю классицизма.
Гранитная набережная с великолепно прорисованным лестничным спуском, два гранитных моста, своими живописными арками прерывающие спокойную ленту набережной, ажурная решетка и торжественно-монотонный ритм ее гранитных колонн, кроны старых деревьев Летнего сада — все это в своей совокупности образует удивительно цельный неповторимый архитектурный ансамбль.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.