Главное русло Невы вплоть до середины XIX века пересекали только наплавные деревянные мосты. Правда, уже в последние десятилетия XVIII века стали появляться проекты невских мостов постоянного типа, но осуществить их не удавалось.
В те годы, когда была написана бессмертная поэма А. С. Пушкина «Медный всадник», капитальные мосты из камня, железа и чугуна «повисли» только над протоками и каналами южной части невской дельты. Главное русло Невы вплоть до середины XIX века пересекали только наплавные деревянные мосты. Правда, уже в последние десятилетия XVIII века стали появляться проекты невских мостов постоянного типа, но осуществить их не удавалось. Большая глубина Невы, рыхлые грунты ее русла и мощный ледоход создавали трудности, которых строительная техника тех лет преодолеть не могла. Первый постоянный металлический мост через Неву был возведен только в середине XIX века. Его строительство началось в 1843 и закончилось в 1850 году. Мост соединил берега Невы против Благовещенской площади и создал удобную связь Васильевского острова с левым берегом. Сначала мост назывался Благовещенским, а в 1855 году был переименован в Николаевский.
Проект этого монументального сооружения разработал петербургский инженер С. Кербедз, а перила спроектировал архитектор Александр Брюллов (брат известного живописца Карла Брюллова). Пролеты моста перекрывались чугунными арками, а у правого берега был устроен разводной пролет, через который пропускали морские, суда.
В 1936-1938 годах мост капитально перестроили по проекту инженера Г. Передерия в связи с тем, что он стал слишком узким и тесным не только для городского транспорта, но и для современных речных и морских судов. Пролеты перекрыли длинными стальными балками, разводной сделали среднюю часть — над самым глубоким местом реки. Главная техническая особенность моста в том, что все стальные конструкции выполнены с помощью электросварки без единой заклепки. В 1930-х годах это было смелым техническим нововведением. Мост Лейтенанта Шмидта — один из самых крупных в мире сварных мостов, созданных в предвоенные годы.
На реконструированном мосту установили его прежнюю решетку с морскими коньками, а фонари пришлось заменить, так как они не могли выдержать веса трамвайных и троллейбусных проводов. Новые фонари спроектировал архитектор Л. Носков, а старые использовали для освещения центра Марсова поля. Пригодились и чугунные арки старого Николаевского моста: они оказались в таком хорошем состоянии, что в 1953-1956 годах из них соорудили мост через Волгу в городе Калинине.
Второй металлический железный арочный мост — Литейный- пересек Неву против Литейного проспекта; он был сооружен в 1875-1879 годах инженером А. Струве и просуществовал почти девяносто лет; в конце 1960-х годов его капитально реконструировали с учетом современной техники. Третий металлический мост — Троицкий — соединил берега Невы между Марсовым полем и Троицкой площадью. Мост возведен в 1897-1903 годах по проекту, разработанному французской строительной фирмой «Батиньоль». Специализировавшаяся в области строительства крупных сооружений из стали, эта фирма сумела одержать победу на двух международных конкурсах, которые были проведены Петербургской городской думой в 1892 и в 1896 годах.
В разработке окончательного проекта и в строительстве приняли участие многие инженеры и архитекторы Петербурга: Н. Белелюбский, А. Веретенников, Л. Новиков и другие. Кроме того, петербургской Академией художеств была создана специальная комиссия в составе ведущих архитекторов Л. Бенуа, А. Померанцева, Г. Котова и других, которая рассматривала проекты и нередко вносила свои довольно существенные коррективы.
Мост был торжественно открыт в 1903 году, в дни празднования 200-летия Петербурга. Силуэт моста отличается великолепно найденными пропорциями. Его пролеты плавно увеличиваются от берегов к середине реки. Это удобно для судоходства, и в то же время такой ритм пролетов создает своеобразную иллюзию нарастающего движения, придает мосту удивительную легкость и стройность. Красивая трехпролетная каменная эстакада у правого берега, спроектированная инженером Г. Кривошеиньш, своими овальными гранитными арками эффектно оттенила ажурность стальных ферм средней части. Перила, фонари, столбы контактной сети трамвая и нарядные обелиски у въезда со стороны Марсова поля выполнены по проекту французских архитекторов В. Шаброля и Р. Патульяра. В их прорисовке ощущается влияние стиля «модерн», распространившегося в западной и русской архитектуре на рубеже XIX и XX веков.
В 1966-1967 годах мост частично реконструировали. Старая система его разводного пролета, расположенного у левого берега Невы, была переделана, так как не удовлетворяла требованиям судоходства, которые возникли в связи с сооружением нового Волго-Балтийского водного пути. Вместо тяжелого и некрасивого двукрылого «турникета» было сконструировано стальное 43-метровое крыло, раскрывающееся вверх. А у самого берега сооружена железобетонная, облицованная гранитом арка, повторяющая форму арок старой каменной эстакады у правого берега. Проект реконструкции разводной части разработан в институте «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Г. Степанова и архитектора Ю. Синицы. В итоге намного улучшились условия судоходства, а архитектурный облик Троицкого моста стал намного более цельным и законченным.
Большой Охтинский мост, возведенный в 1908-1911 годах по проекту инженера Г. Кривошеина и архитектора В. Апышкова, пересек Неву немного выше по течению от того места, где в нее впадает река Охта. Разводной пролет предусмотрен в центре речного русла, а боковые части перекрыты без промежуточных опор двумя длинными, 136-метровыми, стальными фермами арочного типа, к которым снизу подвешена проезжая часть.
Мост очень удобен для судоходства, однако архитектурные достоинства его представляются весьма сомнительными. Мощные фермы, расположенные над проезжей частью, загромождают панораму Невы, на берегу которой в этом месте находится замечательный памятник русской архитектуры середины XVIII века — Смольный монастырь. Откровенный «инженеризм» облика Большого Охтинского моста — следствие чисто утилитарного подхода к его проектированию. До Октября 1917 года Охта была далекой рабочей окраиной, и поэтому проектировщиков мало волновал вопрос, как мост будет «увязан» с панорамой Невы.
Иные архитектурные принципы легли в основу композиции Дворцового моста. Он соединил левый берег Невы со Стрелкой Васильевского острова вблизи Зимнего дворца, и поэтому его архитектурно-художественному решению уделялось особое внимание. Было решено сделать мост низким, как бы стелющимся над водой, чтобы не закрывать великолепную панораму невских набережных. Разводной пролет шириной около 55 метров размещен в середине русла реки. Он сконструирован в виде двух стальных крыльев, раскрывающихся вверх. Длина пролетов нарастает от берегов к середине реки, а контуры моста очерчены по плавным кривым линиям. Такие приемы позволили создать очень цельную ритмичную архитектурную композицию. Облик моста строг и монументален. Большие пролеты и суровая мощь гранитных опор хорошо отвечают величавому простору Невы и архитектуре окружающих ансамблей.
Проектировал Дворцовый мост инженер А. Пшеницкий. Строительство началось в 1912 году, но первая мировая война задержала окончание работ. Мост открыли для движения в канун 1917 года, хотя его архитектурная отделка еще не была завершена. Сооружением пяти городских металлических мостов была обеспечена надежная связь между берегами Невы в центральной части города.
Проект Володарского моста разработали инженер Г. Передерни и архитектор К. Дмитриев при консультации архитектора А. Никольского. Средний пролет моста — разводной, его стальные крылья изготовлены при помощи электросварки — это был один из Первых в мировой практике примеров подобной конструкции разводного пролета.
Строгий и подчеркнуто современный облик Володарского моста гармонирует с общим характером окружающей застройки, сложившейся в наше время. Хорошо найденные пропорции, ясность и четкость архитектурной композиции, благородная простота и конструктивная правдивость форм.
Второй крупный железобетонный мост, названный в память выдающегося русского полководца Александра Невского, пересек Неву в 1965 году в том месте, где к ней близко подходит Невский проспект. Мост спроектирован инженерами института «Ленгипротрансмост» под руководством А. Евдоина. Архитектурное решение разработано А. Жуком, С. Майофисом и Ю. Синицей. У въездов сооружены сложные транспортные «развязки», разработанные в Институте «Ленгипроинжпроект» инженерами Ю. Бойко, А. Гудцайтом и другими.
Средний пролет моста — разводной. Его ширина — около 50 метров — Продиктована требованиями судоходства. Обе боковые трех-пролетные части моста перекрыты очень длинными балками из так называемого предварительно-напряженного железобетона. Их пролеты достигают 123,5 метра. При сооружении моста применены наиболее прогрессивные методы строительства. Железобетонные балки моста собраны из отдельных блоков. Их заготавливали на берегу, затем ставили на мощные плавучие системы и медленно везли к опорам моста. Здесь, тщательно регулируя положение блока, устанавливали его под опорами, — причем точность установки многотонной махины измерялась миллиметрами! Затем в понтоны накачивали воду, и блок балки медленно опускался, «садясь» на опоры.
Тот же метод доставки по воде готовых больших кусков моста, смонтированных на берегу, был успешно применен и при капитальной реконструкции Литейного моста, созданного по проекту института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л. Вильдгрубе и архитектора Ю. Синицы. Старый Литейный мост, построенный в 70-х годах XIX века, уже не мог пропускать мощные потоки современного городского транспорта. К тому же его разводной пролет, расположенный у самого берега, был тесен и мелок для многочисленных крупных морских судов, которые стали приходить в Санкт-Петербург из Волго-Балтийского канала.
В новом Литейном мосту использованы хорошо сохранившиеся старые подводные части опор. Пролеты перекрыты длинными стальными балками, очертания которых прорисованы по плавным кривым линиям, а опоры облицованы светло-розовым гранитом. Облик нового моста в известной мере перекликается с контурами его предшественника, но в то же время выглядит вполне современно.
Разводной однокрылый пролет Литейного моста имеет исключительно большие размеры: длина крыла — 55 метров, ширина — 34 метра, а его вес — 3225 тонн — своеобразный мировой рекорд.
И такая внушительная разводная часть принимает почти вертикальное положение, причем полный подъем длится всего две минуты!
На мосту сохранили, отреставрировав, прежнюю решетку, изготовленную по проекту петербургского архитектора К. Рахау. Она интересна не только высокой тщательностью исполнения, но и тем, что в ее композицию включен старинный герб Петербурга: Щит со скрещенными якорями.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.