Канал Грибоедова, раньше называвшийся Екатерининским, почти на всем своем протяжении протекает по руслу прежней реки Кривуши. Строительство началось в 1764 году и было закончено в 1790-м. Очертания канала повторили излучины Кривуши, и только поблизости от ее истока (Кривуша вытекала из болот и топей, находившихся когда-то в верховьях Мойки) канал проложили по прямой и соединили с Мойкой.
Облицованный гранитными набережными, он стал удобной транспортной магистралью и способствовал осушению заболоченной почвы Петербурга. Сооружение велось «под смотрением» инженеров В. Назимова, И. Борисова, И. Голенищева-Кутузова. В 1766 году на пересечении Екатерининского канала с Невским проспектом был построен каменный Казанский мост. Сооружая его, Илларион Голенищев-Кутузов и не подозревал, что через семьдесят лет рядом с мостом, у Казанского собора, будет поставлен памятник его сыну — прославленному русскому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года — генерал-фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову.
В 1776 году на Екатерининском канале появился второй каменный мост — на пересечении с Гороховой улицей. Арка получила оригинальную и эффектную архитектурную обработку: она была облицована чередующимися гранитными квадратами — гладкими и отесанными на четыре грани, в виде плоской пирамиды. Это превратило сравнительно небольшое по размерам сооружение в подлинно монументальное.
Хотя в Петербурге и в XVIII веке, и позднее было возведено несколько каменных мостов, только этот стал называться Каменным, быть может потому, что в его облике особенно убедительно раскрыта своеобразная красота каменной кладки.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.