В 80-х годах XVIII века начали облицовывать гранитом берега Фонтанки — самого длинного и широкого из южных рукавов невской дельты. Фонтанка была важной транспортной магистралью Петербурга, и на ее набережных устроили специальные наклонные съезды (пандусы) для выгрузки товаров.
Между 1784 и 1787 годами через Фонтанку было построено семь каменных трехпролетных мостов: Симеоновский (ныне мост Белинского), Аничков, Чернышев (ныне мост Ломоносова), Семеновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. Все они созданы по одному «образцовому» проекту.
Строительство мостов целыми сериями характерно для Петербурга. Уже в XVIII веке русские строители хорошо понимали преимущества типизации. Этот метод давал не только ощутимую экономию, но и позволял придать панорамам петербургских рек и каналов ту строгость и то композиционное единство, которые стали их архитектурной особенностью.
Из семи «мостов-братьев» лучше других сохранились мосты Ломоносова и Старо-Калинкин. Остальные во второй половине XIX века либо лишились башен (мосты Белинского, Измайловский), либо были полностью перестроены.
Мосты Старо-Калинкин и Ломоносова относятся к числу самых интересных в Ленинграде: гранитные башни придают им своеобразный облик, овеянный романтикой старины.
Однако и башни, и свисающие с них цепи — не просто украшение: раньше мосты были разводными и в башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролетов, чтобы пропускать суда с мачтами.
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.