«Там, где, сливайся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», расположена столица древней Грузии Мцхета.

Название города происходит от наименования племен месхов, за­долго до нашей эры освоивших эту территорию.

Схема Мцехаты

Условные обозначения:

  1. Туристская база «Мцхета».
  2. Храм Джвари.
  3. Плотина ЗАГЭС
  4. Памятник народному герою Арсену Одзелашвили.
  5. Собор Свети-Цховели.
  6. Сад цветовода-декоратора М. А. Мамуашвили.
  7. Храм Самтавро.
  8. Крепость Бебрис-цихе.
  9. Ресторан «Мцхета».

Современная Карта Мцхеты

Просмотреть увеличенную карту

Точная дата основания Мцхеты не установлена, но археологичес­кие раскопки показали, что в конце второго тысячелетия до нашей эры здесь уже существовало крупное поселение.

Возникновению и бурному развитию Мцхеты способствовало его удачное стратегическое положение. Здесь скрещивались важнейшие торговые пути. Они вели через Крестовый перевал и Дарьяльское ущелье к Северному Кавказу. Шли дальше на запад—в сторону Ма­лой Азии и Европы; на юг и восток — к Армении, Ирану и Индии. Высокие горы (отроги хребтов Триалети, Саркинети и Сабадури-Иа-лони), окружавшие город, делали древнюю столицу неприступной с запада, а вдоль Куры и Арагви путь неприятелю преграждали кре­пости.

История города тесно связана с историей грузинского народа. Время сохранило нам замечательный архитектурный ансамбль Мцхе­ты. Его осмотр лучше начинать с кафедрального собора Свети-Цховели, что в переводе означает «животворящий столп». Главный пре­стол храма был выполнен в виде столба. Его до сих пор можно ви­деть рядом с католикосской кафедрой. Столб — символ расцветшего древа и дал имя собору. Сам же собор по праву считается одним ИЗ лучших образцов грузинского зодчества. Его строительство было начато в 1010 году и велось около двадцати лет. Свети-Цховели неразделим с окружающей его природой. Архитектурные формы собора, будто перекликаясь с горными цепями, окружающими Мцхету, достигают пятидесятиметровой высоты.

Там, где, сливался, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры...

Там, где, сливался, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

Внутри собор был украшен настенной живописью. Но от перво­начальной росписи ничего не осталось. Правда, предполагают, что фреска в алтаре относится ко времени построения храма. Сущест­вующая же роспись собора более поздняя. Время ее появления от­носится к XVI—XIX векам.

В соборе захоронены основатель города Тбилиси царь Вахтанг Горгосали и дальновидный политик, связавший навсегда судьбу Гру­зии с Россией, царь Ираклий II.

На северном фасаде собора в верхней части стены изображен строительный знак зодчего — правая рука по локоть. Сопровождаю­щая знак надпись сообщает нам фамилию архитектора — Арсукисдзе.
Легенда об этом изображении рассказывает: когда-то мастер и ученик строили одновременно два храма. Но мастер увидел, что у его ученика храм получился гораздо величественнее. Тогда он из зависти приказал отрубить руку ученику. Сюжет этой легенды послу­жил поводом для создания писателем К. Гамсахурдиа романа «Дес­ница великого мастера». По мотивам романа снят одноименный кинофильм.

Мощная ограда с бойницами и башнями, окружающая Свети-Цхоали, построена в XVIII веке Ираклием II для укрытия населения от набегов враждебных горских племен.

***

Украшением древней Мцхеты является и храм Джвари, искусно иписанный в контур высокой горы и прекрасно обозреваемый с большого расстояния. Он отлично сохранился до наших дней.
Постройка храма связана с распространением в Грузии христиан­ства. В 337 году здесь, на месте языческого идола, был установлен деревянный крест-символ победившей религии. В середине VI века эрисмтавари (правитель) Картли Гуарам Великий возвел храм, во­шедший в историю грузинского зодчества под названием Малый Джвари. На рубеже VI и VII веков по инициативе сына Гуарама Сте-фаноса I на месте, где стоял крест, сооружается большой храм Джвари. Что же из себя представляет новое здание? Монументаль­ные формы храма говорят о несомненном даровании зодчего.
Это центрально-купольное сооружение, крестообразное в плане. Купол храма покоится не на пилонах, а опирается на стены здания. Подобная смелая конструкция значительно увеличивает внутреннее пространство, отчего главное помещение храма выглядит особо тор­жественным. Такое оригинальное решение в дальнейшем не раз ис­пользовалось архитекторами. Применено оно и в наши дни при стро­ительстве тбилисского Дворца спорта.

От Самтавро путь далее к Бебрис-цихе.

От Самтавро путь далее к Бебрис-цихе.

Снаружи храм декорирован только с двух сторон, так как с запа­да из-за большого обрыва и с севера из-за Малого Джвари фасады здания были недоступны для обозрения.

На восточном фасаде Джвари изображена сцена преклонения трех эрисмтавари перед Христом. Этот рельеф дает представление об одеждах правителей Грузии в VI—VII веках. Изображения эрисмтавари сопровождают надписи, являющиеся классическими образцами древнегрузинской письменности.
На южном фасаде храма, помимо рельефа эрисмтавари Кобула-Стефаноса и канонических религиозных изображений, интересен ба­рельеф на барабане купола. Здесь изображен неизвестный человек на коленях с протянутыми руками. Предполагается, что это зодчий храма, не осмелившийся поместить свое изображение возле эрисм­тавари и написать свое имя.

Как и другие храмы, Джвари во времена средневековья также был обнесен крепостной оградой, развалины которой сохранились и поныне.

При храме некогда был мужской монастырь, который М. Ю. Лер­монтов описал в своей поэме «Мцыри».
Джвари и Свети-Цховели великолепны не только днем, но и ночью. Освещенные прожекторами, они оставляют неизгладимое впечатление.

***

Примерно в полукилометре к северо-западу от Свети-Цховели находится храм Самтавро (XI в.).
Название храма сохранилось с древних времен и означает «место мтавари», то есть правителя.
Если Свети-Цховели поражает зрителя монументальностью своих форм, Джвари — поэтичным расположением, то Самтавро чарует глаз своей простотой и изяществом орнамента.
В храме захоронены первый христианский царь Грузии Мириан и его супруга Нина.

На «месте мтавари», помимо главного храма, находятся трехъ­ярусная колокольня, жилые и служебные постройки, крепостная ог­рада с башнями и маленькая церковка под названием «Молельня святой Нины» — просветительницы Грузии.

***

Неподалеку от храма Самтавро, у Военно-Грузинской дороги, на отвесном утесе высятся полуразрушенные крепостные укрепления Бебрис-цихе, защищавшие Мцхету с севера от набегов горских аб­реков.

Бебрис-цихе состоит из двух крепостей: верхней и нижней. Бо­лее внушительна и неприступна верхняя крепость, имеющая в пла­не треугольное очертание. На ее углах возвышались башни различ­ных размеров и форм. По остаткам стен, достигающих толщины двух метров, можно представить мощь крепости.

Десница великого мастера.

Десница великого мастера.

К какому времени относится постройка Бебрис-цихе, точно не установлено. Ее архитектурные формы и строительная техника ука­зывают на довольно ранний период. В средние века крепость имела большое стратегическое значение. По-видимому, ее оборонная роль начала падать с XVIII века, после постройки Ираклием II кре­постной ограды вокруг Свети-Цховели.

Бебрис-цихе — одно из замечательных фортификационных соору­жений средних веков, свидетельствующих о высоком уровне строи­тельной техники древних грузинских мастеров.

***

Кроме Свети-Цховели, Джвари, Самтавро и Бебрис-цихе, снискав­ших славу древней столице Грузии, в Мцхете и ее пределах насчиты­вается еще более 45 памятников зодчества. Вот некоторые из них.
Недалеко от Свети-Цховели, у слияния Арагви и Куры, сохрани­лись развалины церкви Антиохиа, построенной в VII веке.

При въезде в Мцхету со стороны Тбилиси над водами Куры заметны остатки старого моста, затопленного после образования водохранилища. Еще до нашей эры здесь был деревянный мост. В V в. н. э. его заменили каменным, где главный пролет настилался из бревен. И, наконец, в 1841 году мост был заменен новым, пост­роенным русским инженером Терминым. Этот мост ошибочно назы­вался Помпеевым, по имени римского полководца Помпея, воевав­шего в этих местах с иберским царем Артагом.

В двухстах метрах от старого моста, с левой стороны дороги, виднеется уцелевшая стена древней церкви Гефсимания.

На горе, к западу от Мцхеты, со времен средневековья стоит церковь Святого Георгия Калоубани с частично сохранившейся рос­писью.

Руины Бебрис-цихе.

Руины Бебрис-цихе.

На правом берегу Куры, напротив железнодорожной станции, в скалах приютился небольшой монастырь, названный в XIX веке Ольгинским (его старое грузинское название Ахалкалакури, то есть «Новогородский»). К западу от него, на вершине высокой горы, где раньше приносили жертвы языческому идолу «Армази», стоит не­большая базилика «Святой Нины». Чуть западнее и пониже, в глубо­ком лесистом ущелье речки Армазисхеви (правого притока Куры) находятся развалины Армазского монастыря.

Выше Армазского монастыря, на скале, высится хорошо сохра­нившаяся Малая Армазская крепость, входящая в цитадель Армазисцихе-Багинети.

К северу от Мцхеты на высокой лесистой горе, подходящей вплотную к Арагви, виднеются Зедазенский монастырь (VIII в.) и ос­татки старой крепости.

Минуя Зедазени, на северном склоне горы в селении Сагурамо можно посетить Дом-музей выдающегося грузинского писателя и общественного деятеля XIX века Ильи Чавчавадзе.

***

Мцхета — сокровищница материальной культуры Грузии.

Богатый археологический материал был найден на Самтаврском поле (между храмом Самтавро и Бебрис-цихе), в ущелье Армазисхеви (в полутора километрах к западу от железнодорожной станции Мцхета) и на горе Багинети.

Эти находки рассказывают о жизни и культуре древних грузин­ских племен. Они позволяют установить, что в далеком прошлом грузинскому народу были хорошо знакомы художественные ремес­ла. Археологами обнаружено много изящной керамической посу­ды, предметов из золота, серебра, бронзы и самоцветов.

Туристы в Мцхете.

Туристы в Мцхете.

При раскопках могильников на Самтаврском поле был найден камень с надписью, в которой упоминается главный художник и зод­чий Аврели Ахоли. Этот факт свидетельствует о том, что уже в пер­вые века до н. э. Мцхета стояла на высоком уровне развития, имела своих архитекторов и художников.

В Армазисхеви археологи нашли две надгробные плиты с надпи­сями, подтверждающими, что две тысячи лет назад Грузия пред­ставляла собой хорошо организованное государство, во главе которого стоял «великий царь иберов». У него были должностные лица: эрисмтавари (питиахши), двороуправители, полководцы.

Среди археологических находок Багинети и Армазисхеви привле­кают внимание остатки великолепных дворцов, богатейшие саркофа­ги и развалины древнейших бань.

Из других археологических находок Мцхеты весьма интересны та­кие памятники грузинской архитектуры, как античная каменная гроб­ница типа мавзолея и остатки обширного дворца со вспомогатель­ными и хозяйственными помещениями,’ найденные на территории Свети-Цховели.

***

После перенесения столицы в Тбилиси (в конце V начале VI в.) Мцхета постепенно теряла свое могущество, оставаясь лишь цент­ром духовной власти католикоса — патриарха Грузии.
В настоящее время Мцхета — небольшой город с населением 10 тысяч человек, районный центр.
В городе имеются краеведческий музей, Дом культуры, библио­тека, стадион, водная станция, больница, поликлиники и много дру­гих культурно-бытовых и спортивно-оздоровительных учреждений.
Приятно посидеть в ресторанах Мцхеты — «Марани», «Натахтари», «Чашники».

Туристы в Мцхете.

Туристы в Мцхете.

К услугам многочисленных гостей Мцхеты — туристская база и экскурсионное бюро Грузинского республиканского совета по туриз­му и экскурсиям. Квалифицированные инструкторы и экскурсоводы познакомят вас с прошлым и настоящим города, расскажут о завт­рашнем дне древней столицы.
Из достопримечательностей новой Мцхеты выделяется один из первых промышленных образцов грузинского советского зодчества— комплекс Земо-Авчальской гидроэлектростанции (ЗАГЭС), выполненным известным советским скульпто­ром И. Д. Шадром.

Остановит ваше внимание памятник народному герою XIX века Арсену Одзелашвили, поставленный в 1949 году. Скульптор Елена Мачабели удачно раскрыла образ героя. Сильный и ловкий, полный энергии Арсен держит руку на рукояти тяжелого кинжала и смотрит вдаль, готовый сразить врага.

О подвигах любимого героя народ создал поэму «Песнь об Ар­сене». Образ его нашел широкое отображение в литературе, драма­тургии, кино.

Чародей цветов Михаил Александрович Мимиашвили.

Чародей цветов Михаил Александрович Мимиашвили.

Большой интерес представит для вас осмотр редкостного по своей красоте сада известного цветовода-декоратора, заслуженного деятеля искусств Грузии Михаила Александровича Мамуашвили. Ро­зы и гвоздики, нарциссы и пионы, гиацинты и георгины, целая кол­лекция кактусов и множество других цветов, выращенных на камнях или в черепках древних сосудов, подарят вам радость, доставят большое эстетическое удовольствие. Любовь к природе у «волшеб­ника цветов» неотделима от любви к людям, и поэтому калитка его сада, расположенного рядом со Свети-Цховели, всегда открыта настежь для посетителей.

В недалеком будущем приток гостей в древнюю столицу увели­чится еще больше, так как Мцхету решено превратить в архитектур­ный, археологический и этнографический город-музей.

Здесь будет создан крупный центр отечественного и междуна­родного туризма с широкой сетью современных гостиниц, турист­ских баз, пансионатов, кемпингов, мотелей. Воздушные канатные до­роги сблизят памятники Мцхеты друг с другом. За считанные мину­ты можно будет совершить «прыжок» через Арагви и очутиться на Джвари или Зедазени.

Прекрасна Мцхета сегодня, но еще привлекательнее будет завтра!


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
1 декабря 2010