Из коридоров Смольного просачивалась информация, что иногда проходят совещания – строить тоннель или нет, и все точки над «i» еще не расставлены. Теперь стало понятно, что на Орловском тоннеле можно поставить крест. Но лоббируется идея другого тоннеля – на месте несооруженного Ново-Адмиралтейского моста.

Тоннель умер

Конкурс на строительство Орловского тоннеля год назад выиграла «Невская концессионная компания» — ее контролирует бизнесмен и депутат Госдумы РФ Виталий Южилин, которого за строительство пассажирского порта «Морской фасад» высоко ценила экс-губернатор Матвиенко. Лично Южилин нигде не выступал в защиту тоннеля, но зато всю осень Орловский тоннель публично хвалили вице-премьер Дмитрий Козак, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин и даже министр транспорта Германии, поскольку подрядчиком строительства выступала немецкая компания Herrenknecht, связанная с экс-канцлером Шредером.

И НКК понимала, за что борется: проект тоннеля уже готов, даже получено положительное заключение Главгосэкспертизы, но ноябрь кончился, а официальных сведений о продолжении проекта нет.

По неофициальным данным, Смольный готов заплатить НКК деньги, заложенные в бюджет этого года, и окончательно забыть о проекте Орловского тоннеля.

Да здравствует тоннель

Вместо Орловского стали говорить о необходимости построить другой тоннель — Ново-Адмиралтейский.

Еще летом — при экс-губернаторе Матвиенко — предполагалось, что Васильевский остров свяжут с Ново-Адмиралтейским островом (откуда выселяли «Адмиралтейские верфи») мостом. Его собирались построить не позднее августа 2013 года. Начальная максимальная стоимость строительства – 5,1 млрд руб, за все собирался платить городской бюджет. А освободившуюся от «Адмиралтейских верфей» землю хотели выгодно продать под жилье.

Все у чиновников планировалось хорошо, но градозащитники шумели, что мост испортит исторические панорамы набережных Невы, а лоцманы говорили, что мост будет мешать судоходству. Депутат Алексей Ковалев выиграл суд в связи с тем, что новый мост не внесен в Генплан, – и проект завис. Для лоцманов пришлось в октябре проводить эксперимент по проходу судов между имитаторами опор будущего моста. И по предварительным данным, которые озвучил глава бассейнового управления «Волго-Балт» Владимир Николаев, мост действительно оказался опасен для судоходства.

Еще не зная этого, новый финансовый вице-губернатор Сергей Вязалов (противник и Орловского тоннеля) назвал проект строительства моста непроработанным и предложил его отложить. С этим губернатор Полтавченко согласился.

Но «Адмиралтейские верфи» уже переезжают с Ново-Адмиралтейского острова (по крайней мере, по документам), и Смольный уже оплатил часть денег на этот переезд. И земля в центре Петербурга все же освободится! Но девелоперы зря облизывались – землю решено не продавать с аукциона. Сейчас готовится распоряжение правительства РФ передать территорию на Ново-Адмиралтейском острове целевым назначением Санкт-Петербургскому госуниверситету. Губернатор Полтавченко и вице-премьер Козак уже объявили, что целиком поддерживают идею строительства там студенческого кампуса. «Но переправляться туда будем не по мосту, а по тоннелю, — говорят в ректорате университета, хотя подробностей не добавляют.

Одобрение нефтетрейдеров

Не против тоннеля и градозащитники — глава петербургских «яблочников» Максим Резник заявил на прошлой неделе, что «по сравнению с Ново-Адмиралтейским мостом тоннель имеет ряд преимуществ: переправа будет круглосуточной и строительство будет более щадящим по отношению к объектам культурного наследия. Недостаток тоннеля — стоимость строительства…» Впрочем, сказал Резник, по данным института «Гипростроймост», возможно строительство тоннеля неглубокой закладки, что делает проект более дешевым (об этом проекте см. «Комментарий»).

В общем, «за» тоннель высказываются самые разнообразные силы. Объективно в этом заинтересованы и люди более влиятельные, чем даже бизнесмен-депутат Южилин.

«Нева – федеральная трасса, не надо забывать об этом, — заявила Online812 глава агентства «Портньюс» Надежда Малышева. – А нормальная работа этой трассы важна и грузовладельцам, и собственникам судов, и государству».

На прошлой неделе зам. руководителя «Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства» Александр Алексеев подвел итоги навигации-2011: «Объем проведенных через петербургские мосты грузов достиг 8 млн тонн. Среди общего объема грузов нефтепродукты составляют 5,3 млн тонн, металлы — 1 млн 276 тыс. тонн, лес — 700 тыс. тонн, удобрения — 390 тыс. тонн».

В общем, главный груз, перемещаемый по Неве, – это нефть. И каждый новый мост усложняет прохождение судов, в чем не заинтересованы перевозчики.

По словам экспертов, нефтепродукты по Неве возит прежде всего трейдинговая компания Gunvor (четвертый нефтетрейдер в мире), принадлежащая российско-финскому миллиардеру Геннадию Тимченко и шведу Торбьону Торнквисту. Суда принадлежат, в частности, Северо-Западному пароходству, которое контролирует миллиардер Владимир Лисин – хозяин нескольких стивидорных компаний в порту Санкт-Петербурга. Понятно, почему эти и другие бизнесмены предпочитают мостам тоннели.

Евгений НИКИТИН

Комментарий

Марк Ицков, архитектор, разрабатывал эскиз тоннеля совместно с ЗАО «Институт Гипростроймост»:

— Отличие этого тоннеля от Орловского в том, что щита не надо. По такой технологии построен Канонерский тоннель: на площадке отдельно делаются секции, потом суда их буксируют и опускают на дно. То есть тоннель в итоге на дне Невы лежит, мы не копаем глубоко. Ведь это безумие – в городе работает щит! И по стоимости наш тоннель будет раз в 5 дешевле Орловского. Точно пока не сказать, сколько это будет стоить, надо прорабатывать, но не больше 7 — 8 миллиардов рублей.

И, конечно, у тоннеля большие преимущества перед мостом. Мост, грубо говоря, убивает Петербург как морской город, потому что с его строительством круизные суда не будут приходить на Английскую набережную – а это уже другой город. Сюда должны приходить красивые пассажирские суда.

Второе – мост там нельзя построить технически, у него нет выходов, предмостовых площадей ни на правом, ни на левом берегу. А тоннель, мы определили, будет выходить за Горный институт на правом берегу, а на левом – в районе Английской набережной. С нашей точки зрения, с выходами нет проблем – у нас все проработано очень серьезно.

Также мост уничтожает Адмиралтейский завод. Может быть, завод и надо переносить оттуда, но после подготовки, а не сразу. А тоннель вообще никого не трогает и решает все проблемы – транспортные, архитектурные и промышленные.

Сейчас проект существует только на стадии эскизных проработок, потому что нам никто его не заказывал, мы сами его делаем уже много лет. Его как-то рассматривали в Комитете транспортной инфраструктуры, сказали, что очень интересно, хорошо, но мост дешевле. Поэтому приняли решение строить мост. Но время показало, что не в стоимости дело – последствия строительства моста будут такими, что потом не расплатиться никогда: город потеряет морские, туристские, традиционные преимущества. Дешевле тогда вообще пешком пройти по воде.

Хорошо, что политики поддерживают этот проект. Хотя это дело не политическое, а техническое – поэтому нельзя, чтобы этот вопрос становился объектом спора между партиями. Здравый смысл уходит, когда приходит политика. Хорошо, конечно, когда политики обращают внимание, но нужно проверять все техникой.

Записала Анастасия ДМИТРИЕВА

Источник информации: Gorod 812


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
14 декабря 2011