Наш маршрут проходит по северной части Подпорожского района, занимающего территорию, историческая судьба которой неразрывно связана с рекой Свирью, частью древнего водного торгового пути. На севере этот район соседствует с Карелией, на востоке — с Вологодской областью.
Цель нашего путешествия — познакомиться с памятниками народного деревянного зодчества XVI, XVII и XVIII столетий — подлинными жемчужинами архитектурного наследия прошлого, сохранившимися на территории Ленинградской области.
Деревянная архитектура нашей области начала приобретать известность совсем недавно. Даже для специалистов, реставраторов и историков архитектуры, часто оказывается неожиданностью, что совсем близко от Петербурга, в радиусе 10-400 километров, сохранились первоклассные постройки, не уступающие по значимости всемирно известным Кижам.
Наиболее богат выдающимися сооружениями Подпорожский район самый крайний на северо-востоке области В основном — это культовые постройки. Но наряду с ними сохранились и строения бытового назначения — жилые дома, сараи, амбары, бани, которые тоже представляют архитектурную ценность.
Чтобы лучше понять красоту и ценность этих построек, нужно увидеть их в естественном окружении — в природе, среди других строений, представить себе быт и образ жизни людей, создавших их.
Большинство церквей строилось на средства прихожан, и мастер, подписывая подрядную грамоту на рубку храма, согласовывал с общиной облик будущей постройки до мельчайших подробностей. По сути, он осуществлял идею и пожелания прихожан-заказчиков. Поэтому памятники деревянного зодчества прошедших веков раскрывают нам не только высочайшее строительное искусство народных мастеров-плотников, но и общую культуру народа.
Рельеф Подпорожского района очень разнообразен, изобилует карстовыми воронками, озерами, болотами и речками. Большую часть его территории занимают холмы, высота которых на юге района достигает почти 300 метров, на севере — 150. Главной природной достопримечательностью района является красавица Свирь. Вытекая из Онежского озера, которое местные жители до сих пор называют старинным именем Онего, она несет свои воды в Ладожское — древнее Нево-озеро.
Берега Свири на всем ее протяжении очень разнообразны. В верхнем течении, от Онежского озера до впадения в Свирь реки Пидьмы, они низменные, часто заболоченные. Но чем дальше вниз по течению, тем они более возвышенны и живописны. От устья реки Важинки берега Свири снова понижаются. От поселка Сермакса (в Волховском районе) до Ладожского озера река течет в низких болотистых берегах, часто занятых пойменными лугами. Это самая большая и глубокая река в этом районе, ее протяженность 224 километра. Многочисленные притоки, вытекающие из красивейших озер и озерков, собирают воды с обширной территории и несут их в Свирь. В весеннее половодье, разливаясь в низких берегах, Свирь и ее притоки образуют своеобразное оверо. Может быть, поэтому финно-угорские племена, населявшие этот район в далеком прошлом, и назвали ее «Сювярь» — глубокое озеро. Это слово до сих пор сохранилось в языке живущих здесь вепсов.
В ледниковое время на территории современного разлива существовало настоящее озеро. В течение тысячелетий оно постепенно заросло, заилилось и исчезло, оставив после себя заболоченную котловину, по дну которой и течет Свирь.
В 1951 году, с завершением строительства Верхнеовирского гидроузла, уровень Свири поднялся, и вода вновь заполнила наиболее глубокую часть высохшей котловины, как бы возродив то, что раньше создано было природой.
Река, текущая от истока с востока на запад, в дальнейшем течении отклоняется к югу. В глубокой древности родились и живут до наших дней легенды о возникновении реки и ее извилистом русле. Одна из них, записанная в 80-х годах прошлого столетия Е. В. Барсовым, рассказывает: «Свирь-река явилась на свет маленьким зайчиком и побежала на месяц, который стоял тогда над Ильмень-озером. Поплыла на него Свирь и уже далеко пробежала, да на ту беду увидел новорожденную реку волк — и пустился ее догонять по левому берегу. У Свири-то ноги были быстрее волчьих: она поотбежала от него, да сама все берет на полдень да на полдень, а волк все скачет вслед, да обивает, да сбивает ее с дороги. Много Свирь бежала и, пожалуй, ушла бы в Ильмень-озеро, да по пути повстречался другой волк. Свирь видит, что неминучая беда подходит,- бросилась вправо и ушла в Нево-озеро. Волки постояли, постояли, напились мутной воды и ушли в лес, а Свирь с тех пор и бежит в Нево-озеро».
Свирь всегда была судоходна, хотя многочисленные пороги были серьезным препятствием для судов. Первый порог — Вознесенский — у самого истока реки, следующий за ним — Сухой — тянулся на 4,5 километра. Остреченский порог, протяженностью более 7 километров, начинался напротив устья реки Ивины и делил в этом месте Свирь на два узких прохода; ниже располагались Пидемский — у впадения в Свирь реки Пидьмы, Яблонский — ниже села Мятусова. Медведец — самый опасный из всех свирских порогов — находился в том месте, где река делает три особенно крутых поворота, и еще ниже по течению был последний порог — Сиговец.
В XVII — XIX веках суда вверх по течению поднимались лошадьми, которые, идя по берегу, по специально устроенной вдоль берега дороге — бичевнику, тащили их за собой на канатах. Вниз суда спускались на веслах. Подъем и спуск судов, а также надлежащее содержание бичевника обеспечивали жители деревень, расположенных по берегам реки. Это давало им прочный и довольно большой по тем временам заработок.
В начале XVIII века Свирь жила особенно напряженной жизнью. Назревала война России со Швецией. Лоцманов не хватало, и Петр I перевел на Свирь на постоянное жительство лоцманов из центральных районов России специально для проводки судов через пороги. Именно тогда куст древних деревень у порога Сиговец (Ортемовская, Подсогопье, Лупинекая, Еремеевская, Сергиевская на Святой горе и другие), носивший еще в XV веке общее название Подпорожье, пополнился: новые деревни основали переселенцы из Костромской губернии.
В конце XIX — начале XX века через пороги между селом Мятусовом и Подпорожьем для поднятия судов вверх по течению была налажена так называемая туэрная тяга. Слово «туэр» произошло от английского «тауэр», что означает «опора». В этом месте на дно реки уложили цепь, закрепленную на берегу у начала порожистого участка вверх по течению. Другой конец цепи соединялся с лебедкой специального туэрного парохода. Пароход, наматывая цепь на лебедку, продвигался вперед и проводил за собой суда.
Вниз по течению суда спускались буксирными пароходами по одному за один рейс, поэтому перед порогами скапливалось очень много судов, образуя затор недалеко от большого и красивого селения Пидьма. Этому обстоятельству селение и обязано своим названием: вепсское слово «пидьм» и означает затор.
Эта самая опасная и трудоемкая по проводке судов часть Свири от Пидьмы до Важин была довольно густо заселена по сравнению с другими ее участками. Место было оживленное, поэтому здесь часто устраивались торги. В Пидьме они проводились с 9 по 11 мая, с 27 по 29 июля, с 5 по 9 ноября. В Мятусове торги продолжались по три дня в январе, августе и сентябре. В июле и декабре устраивались двухдневные торги в Хевроньине. В Важинах, в деревне Юрьевщине с 15 по 22 сентября проходила ярмарка.
Несмотря на огромное значение Свири в хозяйственной деятельности Северо-Запада России, царское правительство не смогло принять мер для улучшения условий навигации по Свири, хотя проекты улучшения условий судоходства по реке и использования ее энергетических ресурсов предлагались неоднократно.
После сооружения Волховской ГЭС в 1927 году началось строительство гидроэлектростанции на Свири, на так называемом третьем участке — на 12 километров выше Лодейного Поля.
Строительство Нижнесвирского гидроузла осуществлялось под руководством академика Г. О. Графтио. Нижне-свирская ГЭС дала ток в 1933 году.
После завершения основных строительных работ на Нижнесвирской ГЭС, в 1932 году, начались подготовительные работы к строительству Верхнесвирского гидроузла у порога Сиговец. Гидростанция должна была дать первый ток в 1942 году. Война, развязанная германским фашизмом, помешала осуществить этот план. 16 сентября 1941 года в связи с приближением фронта строители затопили котлован ГЭС. Из работников партийных и советских учреждений и строителей Верхнеевирекой ГЭС был организован истребительный батальон, который свое первое боевое крещение получил на подступах к Подпорожью, у сел Михайловское и Важины. Позднее истребительный батальон действовал в тылу фашистов на заранее подготовленных базах.
Строительство Верхнеевирекой ГЭС возобновилось в 1947 году. В декабре 1951 года эта гидростанция, самая крупная в Ленинградской области, дала первый ток. Обе Свирские ГЭС включены в Единую энергосистему европейской части СССР.
После завершения строительства Верхнеевирекой ГЭС вода в Свири поднялась более чем на десять метров, перестали существовать страшные пороги, стало возможно движение судов всех категорий с различным тоннажем и осадкой. В результате подпора повысился на 0,5 метра средний уровень Онежского озера. ГЭС дала толчок развитию Подпорожья. Село выросло в рабочий поселок, который в 1956 году был преобразован в город и стал районным центром.
Сегодня Подпорожье — крупный энергетический и промышленный центр области. В городе имеются экспериментальный механический завод, выпускающий сборные передвижные домостроительные заводы, энерголесокомбинат, завод мостовых железобетонных конструкций, судоверфь, строительные, транспортные и многие другие предприятия.
Но главная достопримечательность Подпорожья — конечно, Верхнесвирская ГЭС. Очень интересный архитектурно-инженерный комплекс гидроузла, протяженностью более 600 метров, красиво вписан в склоны крутых берегов Свири.
Знакомство с его деталями — однокамерным судоходным шлюзом, зданием гидростанции (длина около 118 метров), железобетонной водосливной плотиной, три пролета которой протянулись более чем на 100 метров, и земляной намывной плотиной — вызывает глубокое чувство уважения к созидательному труду советского человека, усмирившего крутой нрав северной реки.
Долго не забывается впечатление от перепада реки, мощного подпора ее плотиной, шума ниспадающих кипящих потоков воды на нижнем бьефе Свири и спокойной глади ее наверху.
За плотиной, на правом берегу, дорога делает крутой разворот влево, поднимается наверх, на кромку берега. Отсюда открывается почти весь город, растянувшийся по прибрежным холмам левого берега, отсюда, со стороны нижнего бьефа, прекрасно видна вся ГЭС.
Подпорожцы любят свой город — молодой, продолжающий бурно расти, берегут память о тех, кто строил его, свято хранят память о павших в боях за родной край, за Родину. Девяти землякам — Героям Советского Союза Василию Полещуку, Ивану Кудрину, Марии Мелентьевой, Анне Лисицыной, Ивану Волкову, Василию Полыгаеву, Василию Спирину, Валерии Гнаровской и Ивану Смирнову — подпорожцы поставили скульптурные памятники, создав Аллею Героев у Дворца пионеров.
В Подпорожоком краеведческом музее можно познакомиться с очень интересными материалами по истории развития города и района.
«По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева