Еще один очень интересный пример округлого храма встречаем в Согинцах, расположенных к северу от Важин. Дорога туда идет берегом реки, иногда немного углубляясь в лес. Через 15 километров пути после очередного подъема увидим придорожный столб с надписью «Деревня Согинцы», а за ним деревню — влево от дороги, у реки. За многочисленными домами возвышается роща высоких елей, а между ними — шатер церкви, сам похожий на огромную ель. Это знаменитая Никольская церковь, построенная в 1696 году. Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек единую композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами — алтарем и притвором — и шатровой колокольни, соединенных между собой папертью.
Некоторые исследователи и историки русской архитектуры отмечают, что согинская церковь стоит особняком в ряду себе подобных и является ценнейшим памятником народного деревянного зодчества. Никольскую церковь отличает и ярусное решение ее основного объема, состоящего из двух поставленных один на другой восьмериков и шатра с главкой. Нижний восьмерик, начинаясь «от пошвы», заканчивается повалом. Повал увенчан поясом из фронтончиков, расположенных попарно над каждой гранью. Из этого живописного пояса вырастает невысокий верхний восьмерик. Его плавный повал, нависая над фронтонным поясом, частично прикрывает его и основание верхнего восьмерика от попадания влаги и является очень эффектным переходом к шатровому завершению.

Усиливает этот эффект устроенная на повале полица шатра — пологая кровля, обрамляющая основание шатровой пирамиды. Эта украшающая деталь шатрового покрытия выполняет и важную функциональную роль. Под кровлей шатра скрыта рубленая пирамида его, которая начинается чуть ниже повала верхнего, меньшего восьмерика. В результате между рубленой частью шатра и повалом образуется пазуха, которую и перекрывает полица. Кроме того, полица служит для отвода подальше от сруба дождевой воды, скатывающейся со всей площади покрытия шатра. Поэтому плотники стремились по возможности сделать вынос полицы побольше, используя для этой цели не только сам повал сруба восьмерика, но и выпуски верхних венцов его, на которые укладывали для опоры кровли жерди или тесины, прикрывая их резным подзором.

Многогранный разворот фронтонного пояса, свешивающиеся сливы потоков, резные причелины, обрамляющие фронтоны в сочетании с сильным повалом верхнего восьмерика создают впечатление нарядности, праздничности и невесомости шатра, скрадывают многотонную тяжесть его конструкций.

Эта стройная композиция при одном из ремонтов в XIX веке была искажена: на шатер водрузили чуждую памятнику главу, покрытую железом.

Примечательна и колокольня церкви в Согинцах. Обычно колокольни были типа «восьмерик на четверике». В Согинцах же колокольня-«шестерик на четверике». Это единственный в Ленинградской области сохранившийся экземпляр колоколен такого типа.

Некоторые историки архитектуры предполагают, что колокольня была пристроена к церкви позднее. Реставраторы Ленинградской областной научно-реставрационной мастерской, исследуя памятник, пришли к противоположному выводу. Они считают, что колокольня старше самой церкви. Она уже стояла на этом месте, и к ней пристроили церковь. По-видимому, это один из первых случаев объединения колокольни с церковью. Позднее, в XVIII веке единый комплекс церкви и колокольни получил широкое распространение в культовом строительстве (примером тому в Ленинградской области может служить Дмитриевская церковь в деревне Щелейки, построенная в 1783 году, и Ильинская церковь в деревне Шустручей, рубленная в 1781 году).

К сожалению, до наших дней не сохранились подлинные конструкции звона, то есть верхней площадки колокольни. По рассказам местных жителей, завершение колокольни в Согинцах заменили в 1926 году. При этом были полностью утрачены резные столбы звона, зафиксированные обмерными чертежами архитектора Д. В. Милеева в начале XX века. По характеру исполнения резьба этих столбов близка к резьбе сохранившегося столба крыльца.

Обычно шатровое покрытие колокольни поддерживают столбы, закрепленные в углах многогранника. В данном случае столбы поставлены чаще: кроме угловых шатер поддерживают столбы, установленные в середине каждой грани. Их всего двенадцать, не считая центрального, являющегося основной осью, вокруг которой крепятся все скрытые конструкции шатра и главки. Крест является продолжением центрального столба.

Характер резьбы причелин и подзоров, украшающих фронтоны церкви, свесы кровель колокольни характерны для северной народной архитектуры жилых и хозяйственных построек.

Когда вы подниметесь на верхнюю площадку крыльца (паперть) и через притвор войдете в церковь, то невольно остановитесь, увидев два резных столба, поддерживающих матицу — главную балку потолка. Эти столбы — единственное, что сохранилось из внутреннего убранства церкви. Две цветные вертикали из чередующихся чаш, дынек, жгутов, перехватов поднялись кверху, к коротким, рифленым снизу подбалкам и матице, крепко обхватив их последним своим звеном. В концы подбалок, справа и слева от каждого столба, упираются изящнейшие коньки. Все это вместе вызывает восхищение талантом плотника, сотворившего их. На матицу опираются продольные балки, пространство между которыми заполнено короткими досками, уложенными под углом в пазы этих балок. Такой потолок называют «в косяк», или «с фризами».

В 1973-1976 годах здание Никольской церкви реставрировалось. По проекту архитекторов М. Коляды и И. Мачерет памятнику возвращен первоначальный вид. Плотники-реставраторы обновили все кровли, восстановили такие утраченные детали, как потоки, охлупни, главку над шатром церкви, покрыли главки осиновым лемехом, вернули первоначальный вид крыльцу.

Никольская церковь Согинского погоста — первоклассный памятник всесоюзного значения. Неоценимость его не только в высокохудожественной архитектуре, в замечательной красоте, но и в уникальности. Ныне это единственный, довольно хорошо сохранившийся экземпляр округлого, шатрового храма «прионежской школы», свидетельствующий о том, до какого совершенства к концу XVII века был доведен этот один из древнейших типов храмовых построек народными зодчими Прионежья.

«Прионежская школа» господствовала на обширной территории южного Приладожья и Прионежья, а также на восточной половине Межозерья — пространства между Ладожским и Онежским озерами. Постройки этого района в сравнении с подобными им в западной Карелии, Заонежье отличаются большей декоративной насыщенностью, легкостью форм и определенным изяществом силуэтов и фрагментов.

Следует особо обратить внимание на то, как удачно поставлена Никольская церковь. Она является композиционным центром не только села, но и всей окружающей местности.

Место здесь удивительно живописное: долина реки, обрамленная высокими лесными холмами. Особую живость и выразительность пейзажу придает река Важинка — мелкая, но быстрая, с многочисленными заводями и порожками. По уходящей на север в голубую дымку долине вблизи друг от друга на обоих берегах реки разместилось несколько деревень.

Многие деревни этого куста древние. Им не менее 400 лет. В Писцовых книгах XV, XVI веков упоминаются деревни Сюрьга, Каляева Гора, Прошинская, Трошинская. Где-то совсем рядом с последней из них была еще одна деревушка, на реке Мужеле. В Писцовой книге 1563 года читаем: «Дер. на Мужеле речке: во дворе Степанко Иванов, во дворе Евсейко портной мастер да Истомка медвед-ник…» Издревле центром этой небольшой округи был Согинский погост.

Но вернемся в деревню Согинцы. Южная часть деревни имеет прибрежно-рядовую планировку. Все дома лицевыми фасадами смотрят на Важинку. Планировка центральной части деревни иная — уличная. Дома поставлены по обе стороны улицы, повторяющей изгиб Важинки, и окнами смотрят друг на друга. Дорога, круто отворачивая вправо, проходит мимо Согинского погоста и поднимается наверх, в гору. А напротив погоста, к юго-востоку от него, протянулся еще один ряд домов. Это наиболее древняя часть деревни. Окнами Дома ориентированы на погост — в соответствии с древней традицией.

«По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Еще не оценили
12 декабря 2011

2 комментария на “Деревня Согинцы”



Комментарии закрыты.