Река Паша — один из самых значительных притоков Свири — впадает в нее почти у самого устья. Во время нашего путешествия мы познакомимся с поселками, расположенными на Паше и Свири — водных путях, имеющих большое значение в хозяйстве Ленинградской области и всей страны. Конечный пункт путешествия — рыболовецкий поселок Сторожно, где находится памятник архитектуры XVI века Никольская церковь.
Река Свирь — составное звено грандиозного Болго-Бал-тийского водного пути имени В. И. Ленина, открытого в 1964 году. Его трасса проходит по Неве, Ладожскому озеру, реке Свири, Онежскому озеру, по каналу между реками Вытегрой и Ковжей, Белому озеру, реке Шексне и Рыбинскому водохранилищу. Волго-Балт, заменивший ранее существовавший водный путь — Мариинскую систему, стал главной водной артерией, связывающей северо-западные районы страны с Каспийским, Черным и Азовским морями.
Обслуживание водного пути издавна было главным занятием населения этого района. Бассейны рек Паши, Свири и Ояти — плоская заболоченная низина, малопригодная для земледелия. Пахотными угодьями заняты лишь прибрежные, более высокие участки, где располагаются и поселения. Зато заливные луга представляют хорошую кормовую базу для животноводства. В прибрежных селах издавна выращивали скот для обеспечения Петербурга мясом, разводили лошадей (их использовали для подъема судов вверх по течению Свири), заготовляли фураж.
В приписанных к Петербургскому Адмиралтейству и Ло-дейнопольской верфи сосновых «корабельных» лесах бассейна рек Паши и Сяси проводилась заготовка строевого леса. Мужское население окрестных сел было занято на заготовке и сплаве леса, а также на судостроительной верфи в Лодейно;М Поле. Впоследствии местные «судовые умельцы» были вывезены Г. А. Потемкиным в новые центры черноморского судостроения Херсон и Николаев.
В период навигации значительная часть местных жителей находила работу на Ладожских обводных каналах: они строили и ремонтировали каналы, работали судоводителями.
Строительство канала в обход Ладожского озера было вызвано сложными условиями судоходства по нему. В водах озера ежегодно гибло до ста судов. Прорытие первого участка канала, соединяющего Волхов с Невой, было начато при Петре I весной 1719 года. Этот участок имел протяженность 104 километра и был открыт для судоходства в 1731 году. Следующий участок — между Волховом и Сясью длиной всего 11 километров — принял суда в 1809 году.
Последний участок канала протяженностью 38 километров, связавший устье реки Сяси с Пашой, был открыт в 1810 году. На всем протяжении Ладожского обводного канала от Шлиссельбурга до реки Паши уровень воды в нем с помощью шлюзов поддерживался на 2 метра выше,, чем в озере.
В середине XIX века канал сильно обмелел. Не прекращая по нему движение судов, начали строительство нового, более глубокого канала параллельно старому, но ближе к озеру. С появлением второго канала первый стали называть Ст ар о-Л а до жски м.
Ново-Ладожский канал не имел шлюзов, уровень воды в нем был такой же, как в озере, и обеспечивался сообщением его с Ладогой в местах пересечения с реками, впадавшими в озеро. Строился он так же, как и старый, участками. Новосвирский участок между Сясью и Свирью строился в 1878-1882 годах. Некоторое время использовали одновременно оба канала. Теперь используется лишь Ново-Ладожский канал — для местных сообщений и транспортировки леса в плотах; Старо-Ладожский канал уже давно бездействует. В наши дни основным занятием населения, живущего в бассейне рек Паши и Свири, по-прежнему является обслуживание водного транспорта, а также работа в лесной и лесообрабатывающей промышленности.
Поселок Пашский Перевоз, с которого начинается наше путешествие, получил свое название в связи с паромной переправой через Пашу, существовавшей здесь до постройки моста. Поселок расположен на пересечении автострады Ленинград — Петрозаводск с рекой Пашой. Новый мост обеспечивает бесперебойное движение транспорта. До поселка можно добраться и железной дорогой того же направления, сойти нужгао на станции Паша. Поселок Пашский Перевоз находится всего в двух километрах от нее. Это крупный сельский населенный пункт, насчитывающий более 600 жителей, центр лесной промышленности Волховского района. Здесь находятся лесхоз, сплавная контора и деревообрабатывающий завод. Близ поселка обнаружены залежи голубых керамических глин.
В поселке имеются гостиница, Дом культуры, Дом быта, средняя школа с интернатом, больница, ветеринарная лечебница.
В навигационный сезон вверх по Паше ходят рейсовые суда до Рыбежно. Здесь в запанях сортируется и связывается в плоты древесина, которая сплавляется по Паше до Свирицы. Паша связана со Свирицей грунтовой дорогой, идущей вдоль левого берега реки, протяженность дороги 12 километров.
«По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева
4 комментария на “Пашский перевоз — Свирица — Загубье — Сторожно”
Комментарии закрыты.
Елена
Декабрь 12, 2011 в 5:10 пп
Информация в цитируемой вами книге , которой в этом году исполнится 30 лет (!!!) безбожно устарела. Уже давно нет лесосплава по Паше и Свири, и почти столько же лет не ходят по ним рейсовые суда, обслуживающие местные линии. Так что все это — чистый анахронизм.
власов андрей
Декабрь 12, 2011 в 5:11 пп
вы из свирицы
Славянин
Декабрь 12, 2011 в 5:11 пп
Прежде чем писать надо посмотреть а не морочить людям головы
Наталья
Декабрь 12, 2011 в 5:11 пп
Да уж действительно, данные сильно устарели, все это было лет так 13-15 назад. что нибудь бы новенькое.