Большая петля Нямунаса. Величаво, не спеша течет Нямунас по овеянной преданиями и легендами, воспетой в песнях земле Дзукии. С изгибами, перекатами, точно звонкая дзукская песня — сутартине.
Миновав Алитус, чуть выше Пуни, Нямунас резко поворачивает направо. Это редкое и примечательное явление природы: река здесь мечется и петляет, совершая обходный путь протяженностью около 50 километров. Большая петля Нямунаса делится на три малые: Пуняскую, Бальберишкскую и Пренайскую (последняя носит также название малой Бирштонской петли). Польский историк Длугош еще в XV веке писал, что плотогон, следующий по этой части Нямунаса, после целого дня пути возвращается к оставленному утром костру.
Долгое время Бирштонская петля оставалась загадкой для картографов. На картах XVII—XVIII веков русло Нямунаса между Каунасом и Алитусом изображали почти прямым, названия городков и селений наносились невпопад. Едва ли не первым правильно изобразил Бирштонскую петлю профессор А. Абихт на составленном в 1851 году эскизе карты.
В годы буржуазной власти в Литве высказывалось много предположений о целесообразности использования год Бирштонской петли для вращения турбин электростанций. В 1922 году было даже создано акционерное общество по эксплуатации вод Нямунаса и Нярис. Но проекты так и остались на бумаге. Только после Великой Отечественной войны на Нямунасе близ Каунаса была построена гидроэлектростанция.
Бирштонскую петлю, близлежащие городки и поселки облюбовали многочисленные туристы. Не случайно здесь проходят маршруты Бирштонской турбазы. Со здешними местами охотно знакомятся и отдыхающие бирштонских санаториев. Сюда приезжают отдохнуть трудящиеся со всей республики. Летом в субботние и воскресные дни по берегам Нямунаса вырастают палаточные городки.
Одно из красивейших мест большой петли Нямунаса — овеянная легендами и преданиями Пуня.
После своего первого поворота Нямунас течет ровно около. 2—3 километров и, достигнув высокого Пуняского городища, делает поворот направо, опоясывая 19-километровой дугой Пуняский бор, затем возвращается к своему прежнему руслу, проходя от него всего в 2,2 километра. Это Пуняская петля.
Необычайно прекрасный вид открывается с Пуняского городища. Серебристой лентой извивается Нямунас, слева в Нямунас спешит приток — Пуняле. На широком мысу, у слияния Нямунаса и Пуняле, высится холм, который в народе называют горой Маргириса. У подножья его примостилась деревня Пуня с населением около тысячи человек. В ХШ—XIV веках, как утверждают историки, тут стоял замок. По оголенной площадке на вершине горы можно судить о размерах замка и укреплений. Крепость была предназначена, подобно остальным принеманским укрепленным замкам (близ Алитуса, Мяркине и другим), для того, чтобы охранять Литву от набегов крестоносцев. Последующие застройки уничтожили культурный слой упомянутого периода, поэтому от бывшей крепости сохранилось довольно немного следов.
В 1336 году, как повествует хроника крестоносцев, магистр ордена Дитрих Альтенбергский собрал несметные полки, призвал на подмогу множество иноземных рыцарей и осадил замок Пиле-най. Защитники крепости во главе с князем Маргирисом несколько дней героически обороняли замок. Стоическая оборона и трагическая гибель защитников замка Пиленай легли в основу сюжета многих литературных произведений (героическая поэма В. Сырокомли-Кондратовича «Маргирис», исторический роман Ю. Крашевского «Кунигас»).
В XVI—XVII веках, как показали исследования, на городище был воздвигнут пышный дворец. Обнаружены изразцы с гербами феодалов. Существует предположение, что эта резиденция феодалов была разрушена во время шведского нашествия в XVIII веке.
В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Пуни героически сражался с фашистскими оккупантами партизанский отряд, который носил имя Маргириса.
Выяснить, где именно находился замок Пиленай, еще предстоит историкам и археологам.
Возвращаясь на лодках из Пуни в Бирштонас, туристы не раз причаливают к берегу, чтобы полюбоваться красотой Пуняского бора.
Почва здесь плодородная, намыта Нямунасом: Пуняский бор опоясан речной петлей. В нем произрастает самая пышная лесная растительность Литвы. Не случайно его прозвали королевством деревьев-исполинов. В бору четыре древних дуба высотой около 30 метров и более чем 1,5 метра в обхвате. Все они объявлены памятниками природы. В 70-м квартале, близ основной дороги, растет красивейшая ель высотой 42 метра. Долгое время ее считали самой высокой елью в Литве, пока в ближнем Пренайском бору лесники не обнаружили ель еще на три метра выше.
Пуняский бор — это остатки тех обширных древних рощ, которые шумели по обе стороны Нямунаса, простираясь вплоть до самой прусской границы. Обильна и разнообразна растительность бора. Сосняк, ельник, заросли черной ольхи перемежаются островками березовых рощиц, дуба, осины, граба. После Великой Отечественной войны здесь были высажены деревья редких пород — лиственница, красный дуб, ореховые деревья, кедры и др. Все они хорошо прижились. Многолетний лунник, лесная лилия, многие другие прихотливые, редкие растения находят здесь приют под раскидистыми дубами.
В лесной чащобе водится много зверей: лоси, косули, зайцы, кабаны. В 1956 году из воронежских лесов были завезены благородные олени. Вначале их было несколько пар, а сегодня — уже десятки. В 1954 году сюда были доставлены 87 белок из далекой Горно-Алтайской области.
Превосходно чувствуют себя тут и бобры, в свое время чуть было не исчезнувшие. Второе десятилетие подряд они без всякого разрешения лесничества «рубят» крепкие осины на берегах Нямунаса, роют траншеи, строят свои жилища.
Описав дугу вокруг Пуняского бора, после своего двухкилометрового перешейка и двух поворотов Нямунас на протяжении 8 километров течет на северо-запад, затем поворачивает назад, направо и мимо деревень Наравай, Жемайткемис, Науджюнай держит путь к Бирштонасу, описывая Бальберишкскую петлю длиной в 29 километров.
В начале этой петли, близ устья речки Пяршеке, на нижней террасе левого берега Нямунаса стоит Бальберишкис — поселок городского типа с полуторатысячным населением. В городке имеется спиртовой завод, кафельная мастерская, больница, средняя школа. На базе бывшей МТС обосновалось сельское профтехучилище. Оно готовит механизаторов для колхозов и совхозов близлежащих районов.
Бальберишкис — старинное поселение. Уже в 1520 году он обрел права города. В XVI веке в Бальберишкис хлынули немецкие колонисты. Видимо, их было немало, поскольку в 1612 году местный костел был превращен в евангелистскую молельню. Бальберишкисом правили самые разные вельможи феодальной Литвы. Пожалуй, дольше остальных удерживали в своем владении городок графы Тышкевичи, пока их поместье не было конфисковано царем после восстания 1831 года.
И по сей день еще старики вспоминают рассказы отцов о восстании 1863 года. Здесь в схватке с царскими войсками погиб повстанческий отряд под командованием Глазериса из Запишкиса. Успешно сражались местные повстанцы под командованием П. Сузина и В. Каминского.
Боевые традиции были продолжены в 1935 году во время крестьянских волнений в Сувалкии и Дзукии (в это время в Литве у власти находились фашисты). В городке происходили схватки с полицией.
В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Бальберишкиса действовал партизанский отряд имени К. Петрикаса под командованием С. Науялиса. В неравном бою с фашистскими оккупантами погиб комсорг отряда А. Игнатавичюс.
Бывшие бойцы отряда часто собираются, чтобы почтить память своих павших товарищей. Никогда не увядают цветы у памятника тем, кто сложил голову в годы Великой Отечественной войны, кто пал в трудных боях послевоенной классовой борьбы.
Бальберишкская петля заканчивается близ деревни Кярнувес. С крутого берега Нямунаса высотой 50 метров открывается красивейший ландшафт. Отсюда виден Пренайский бор, исполинского роста деревья-долгожители, соперничающие с великанами Пуня-ских лесов. Внизу, на равнине, точно детские игрушки, рассыпаны усадьбы. Меж крутых откосов Кярнувес, не находя прямой дороги к Бирштонасу, Нямунас огибает Кярнувское городище и пробивает себе путь налево, в сторону Пренай. Отсюда начинается третья, Пренайская петля, называемая иначе малой Бирштонской. На правом берегу высится Жверинский бор. Протяженность этой петли 19 километров, а перешеек — всего 1,2 километра.
После падения ордена крестоносцев началось заселение обширных судувских лесов. Тогда-то и было здесь основано поместье Пренай. Письменные источники впервые упоминают о нем в 1602 году. Поместье и окрестности относились к королевским владениям. Вокруг поместья начал разрастаться городок. В начале XVII века Пренай обрел магдебургское право, позднее стал центром округа. Здесь собирались малые дворянские сеймы. В 1785 году в Пренай была построена крупнейшая в Литве бумажная фабрика. Фабричное здание сохранилось по сей день. Стоит оно на левом берегу Нямунаса; его можно видеть, если плыть по малой Бирштонской петле от Кярнувес.
После распада Речи Посполитой рост Пренай прекратился, а с присоединением Занеманского края к России город вновь ожил, население его выросло до 2,5 тысяч. Тут устраивались большие ярмарки.
Жители Пренай откликнулись на революционные события 1905 года. Они изгнали царских чиновников, победили в стычке с полицией. Было избрано свое уездное правление.
Неподалеку от Пренай, в лесу, 25 августа 1935 года состоялось тайное собрание представителей местных комитетов стачки крестьян Занеманья. В нем участвовало около 50 человек. Для помощи в деле организации крестьян-стачечников ЦК КП Литеы направил к пренайским коммунистам своих представителей Ф. Беляускаса и П. Нанартониса. Было решено провести в Пренай митинг. В нем участвовало около 3 тысяч человек. Были выбраны представители для вручения крестьянских требований. Полиция подавила стачку, но волнения не улеглись вплоть до 1936 года.
В годы Великой Отечественной войны город- не очень пострадал. Был взорван пивзавод и еще некоторые здания.
Сегодня Пренай — районный центр. Большой ущерб нанес городу пожар 1954 года. Минуло двадцать с лишним лет, и даже следов этого бедствия не видно. Жители восстановили свой город, украсили новыми многоэтажными зданиями. В Пренай действуют две средние школы, а также школа-интернат. Здесь строят планеры, есть швейная фабрика, маслозавод, автотранспортное предприятие.
Ежегодно, 9 мая, труженики города собираются на воинском кладбище, чтобы воздать почести тем, кто пал в боях за освобождение их родного города от фашистских оккупантов.
Пренайская земля взрастила многих выдающихся людей, известных не только в Литве, но и за ее пределами. В пятнадцати километрах от Пренай, неподалеку от шоссе Пренай—Капсукас есть деревня Пилотишкес. В ней родился, рос и творил классик литовской литературы В. Миколайтис-Путинас. Широкая усыпанная гравием дорога ведет нынче к родным местам поэта, где открыт мемориальный музей. Здесь и зимой и летом много посетителей.
Б нескольких километрах от Бирштонаса, в селе Пузонис, родился и вырос известный лингвист, профессор Й. Казлаускас.
С турбазы по лесным тропам через бор Алькснякемис можно проследовать в родные места поэта Ю. Марцинкявичюса. В окрестностях Пренай — и родина писателя В. Бубниса.
Нямунас огибает Жверинский бор, течет мимо деревень Багренас, Рудупис, и близ Бирштонаса заканчивается последняя, малая его петля.
У бирштонского парка Нямунас последний раз меняет направление и от устья р. Вяркне вновь течет на север.
Долина реки Вяркне — излюбленное место отдыхающих курорта, она входит во все туристские маршруты.
Вяркне берет начало в Рудишкскон долине (Тракайский район). Минуя озера Аукштадвариса, она спешит на запад, через бывший курорт Стаклишкес, деревни Падрежишкес, Паверкняй.
На р. Вяркне любил отдыхать народный поэт Литвы Л. Гира. По сей день стоит в дер. Падрежишкес старенькая изба, где летом останавливался поэт.
Обрывистые берега и живописные долины вдохновляли уроженца здешних мест, польского поэта С. Моравского, посвятившего им свои стихи.
Невдалеке от устья Вяркне — Паверкняйское городище, именуемое еще горой Гинкуса — так якобы ее назвали в честь местного жителя некоего Гинкуса.
Вблизи устья, на правом берегу Вяркне, виден высокий утес. Его прозвали «Козьей печью». Сейчас он заметно осел. «Козью печь» на своих полотнах увековечил известный литовский пейзажист А. Жмуйдзинавичюс.