Катастрофическое наводнение 1824 года, так образно описанное в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», разрушило и повредило очень много деревянных мостов. Поэтому во второй половине 1820-х годов и в 1830-х годах в русской столице построили несколько новых чугунных и каменных мостов.
По проектам инженеров П. Базена, Е. Адама и Г. Гретера — педагогов Петербургского института инженеров путей сообщения — был создан ансамбль в верхнем течении Мойки, между Инженерным (Михайловским) замком и Дворцовой площадью.
На мостах установлены очень красивые металлические решетки и фонари, поражающие почти ювелирной тщательностью исполнения. Арки чугунных мостов украшены разнообразными декоративными накладками и кронштейнами, также отлитыми из чугуна.
Знакомство с мостами Мойки лучше всего начать там, где река берет свое начало из Фонтанки недалеко от Инженерного замка.
В 1820-х годах выдающийся русский архитектор К. Росси проложил проезды вдоль Мойки и Фонтанки и продолжил Садовую улицу до Марсова поля, наметив места новых мостов через эти реки. Пантелеймоновский мост через Фонтанку, построенный в 1823 году инженерами Г. Третером и В. Хри-стиановичем, был первым в России городским транспортным мостом висячей конструкции: его проезжая часть поддерживалась железными цепями, подвешенными к чугунным пилонам.
В период между 1825 и 1837 годами вблизи Инженерного замка по проектам инженера П. Базена построено несколько чугунных и каменных мостов через Мойку, Лебяжий и Воскресенский каналы (последний проходил тогда перед южным фасадом замка). В конце 20-х годов сооружен Первый Инженерный мост, пересекающий Мойку около Фонтанки. Его пролет был перекрыт сводом из чугунных блоков-ящиков.
На мосту установлены оригинальные фонари-торшеры в виде пучков пик и перила, декорированные изображениями скрещенных мечей и щитов с-головой мифической Горгоны Медузы. Арки были оформлены отлитыми из чугуна изображениями воинских доспехов: щитов, шлемов и т. п. У юго-восточного угла Инженерного замка гранитная набережная правого берега Фонтанки прерывается необычным мостом — Вторым Инженерным, под которым сейчас нет протока. Он сооружен около 1830 года и пересекал Воскресенский канал, который позднее засыпали. Однако мост, оформленный красивыми решетками, решили все же сохранить.
Такова же судьба и второго моста «на сухом месте» — в Михайловском саду, рядом с прудом: построенный тоже около 1830 года, он пересекал проток, соединявший пруд с Воскресенским каналом. В середине 30-х годов вблизи Инженерного замка появились еще два каменных моста, спроектированные инженером П. Базеном: один — теперь он называется Первым Садовым — пересек Мойку на продолжении Садовой улицы (его каменный свод в 1907-1908 гг. был заменен стальной аркой); второй — Нижне-Лебяжий — пересек Лебяжий канал. В рисунке решеток и фонарей обоих мостов использованы многочисленные стилизованные изображения античного оружия. Возможно, их архитектурное оформление разработано при участии К. Росси.
Цепной Пантелеймоновский мост прослужил восемьдесят пять лет. В 1908 году, опасаясь, что мост не выдержит возросших нагрузок от городского транспорта, его разобрали и заменили стальным арочным, построенным по проекту инженера А. Пшеницкого и архитектора Л. Ильина. Для того, чтобы новый мост органично вошел в окружающий архитектурный ансамбль, Ильин оформил его теми же декоративными мотивами (копьями, щитами и т. п.), которые использованы в отделке соседних мостов через Мойку, возведенных в XIX веке.
У юго-западного угла Марсова поля в 1967 году появился Второй Садовый мост. Его пролет перекрыт современной железобетонной конструкцией. Авторы проекта инженер Е. Болтунова и архитектор Л. Носков стремились к тому, чтобы сооружение воспринималось как элемент ансамбля Марсова поля, в который входят здания бывших казарм Павловского гвардейского полка и бывших Императорских конюшен, созданные выдающимся русским зодчим В. Стасовым. Фонари нового моста скопированы с фонарей Первого Садового моста, а перила повторяют решетку одного несохранившегося моста у Нарвских триумфальных ворот, которая предположительно спроектирована тем же архитектором В. Стасовым.
Немного ниже по течению от Второго Садового моста, в том месте, где из Мойки вытекает канал Грибоедова, находится один из самых оригинальных по композиции мостов старого Петербурга. Он состоит из трех частей: однопролетного Мало-Конюшенного моста через Мойку, однопролетного Театрального через исток канала Грибоедова и «ложного».
Декоративная чугунная арка последнего, повторяющая очертания настоящей, конструктивной, арки Театрального моста, в совокупности с ней образовала строго симметричную композицию, очень удачно завершившую панораму канала Грибоедова. И эта необычная конструкция и интереснейшее архитектурное убранство созданы в 1829-1830-х годах инженером Г. Третером, немного изменившим существовавший первоначально проект инженера Е. Адама.
Немного раньше, в 1828 году, по проекту Е. Адама и Г. Третера построен Большой Конюшенный мост, пересекающий Мойку по другую сторону от здания бывших Императорских конюшен.
Против здания Капеллы Мойку пересекает широкий Певческий мост, возведенный в. 1838-1840 годах. На нем так же, как и на Красном мосту, сохранились старые ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части, но особенно интересна перильная решетка — настоящее кружево из чугуна, поражающее изяществом рисунка и исключительной тонкостью исполнения. И конструкция Певческого моста, и детали его прекрасного архитектурного оформления разработаны инженером Е. Адамом.
Мосты Мойки, возведенные в первой половине XIX века, по праву принадлежат к числу выдающихся произведений русского зодчества. Они идентичны по конструкции (их чугунные арки собраны из блоков-ящиков), но при этом архитектурное оформление почти всегда индивидуально.
«Между мостами столицы, — писал о них В. Курбатов, известный знаток архитектуры Петербурга, — есть несколько таких, которые должны быть отмечены как образцы во всеобщей истории искусства Ими надо гордиться».
Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.
This post also available in English.
Один комментарий на “Мосты от Инженерного замка до Дворцовой площади”
Комментарии закрыты.
Рая
Декабрь 11, 2011 в 6:15 пп
Прекрасно!