Деревня Волнаволок, или Волостной Наволок, находится в трех километрах южнее деревни Посад. Она расположена на западном берегу большого Пидьмозера, из которого вытекает река Пидьма, впадающая в Свирь.
По пути к Волнаволоку мы пересечем железную дорогу у станции Токари, минуем деревни Мягисельга, Бор и Посад.
Деревня Волнаволок, или Волостной Наволок, находится в трех километрах южнее деревни Посад. Она расположена на западном берегу большого Пидьмозера, из которого вытекает река Пидьма, впадающая в Свирь.
Погост, деревня и озеро открываются сразу, с соседнего холма, на который поднимается дорога. Здесь сохранились две церкви — Покрова и Власия. До середины 1960-х годов можно было увидеть остатки рубленой ограды, обрамлявшей территорию погоста.
Приподнятый мыс, на котором размещен погост, с севера и востока омывается озером. С воды открывается широкий вид на всю деревню, погост, ближние холмы.
Писцовые книги XVI века, давая описание деревень этой округи, упоминают о Покровской церкви. Какой была та церковь, сказать трудно. Из многих подрядных грамот, дошедших до нас, известно, что прихожане часто требовали от своих подрядчиков поставить новую церковь по подобию старой. В одной из таких подрядных пишется: «…А срубить стопы 1 церковной с прежним сорок рядов, до повалу, срубить приделы покручая, по подобию, и на тех приделах поставить на шеях главы, по подобию ж, и с гребни резными, и вышод с приделов срубить четверня, также по подобию, и тот четверик розвалить по подобию ж…» Может быть, эта Покровская церковь Волнаволока сохраняла образ своей предшественницы.
Церковь Покрова построена в 1783 году и представляет собой единый комплекс из соединенных притвором клетской церкви и шатровой колокольни типа «восьмерик на четверике». К колокольне вело односходное крытое крыльцо. Объемная композиция церкви состоит из трех разновеликих клетей — алтаря, собственно церкви и трапезной, каждая из которых имеет самостоятельное двускатное тесовое покрытие по слегам. Ширина клетей собственно церкви и трапезной одинакова, но церковная значительно выше и увенчана луковичной главкой, барабан которой врублен в конек и окаты крыши. Алтарный прируб уже западных клетей и тоже завершается луковичной главкой. Обе главы были покрыты клинчатым лемехом.
Возвышающийся объем церковной клети имеет хорошее освещение — окна на северном и южном фасадах размещены в два яруса. Церковь и колокольня обшиты тесом, но обшивка колокольни и притвора отличается от обшивки церкви. На церкви доски обшивки толстые, широкие, а на колокольне и притворе — тонкие. На окнах, второго яруса церкви и на окне восточной стены алтаря сохранились наличники, украшенные резьбой. Все окна нижнего яруса обнесены филенчатыми наличниками.
Архитекторы-реставраторы, обследовав памятник в натуре, пришли к выводу, что церковь и колокольня построены не одновременно, что и церковь, и колокольня первоначально не имели обшивки, а к западной стене трапезной примыкало двухсходное. крыльцо с тремя рундуками, верхний из которых был поднят высоко на консоли, выступавшие из подклета трапезной. Это крыльцо, по-видимому, было очень нарядно. Оно занимало большую часть западного фасада и было видно всей деревне, разместившейся двумя концами к югу от погоста. Вероятнее всего, крыльцо было разобрано в 1890 году, когда решили несколько изменить характер связи между трапезной и колокольней, поставив на это место крытую клеть. Вполне возможно, что в то же время подвергся ремонту и верх колокольни — заменили некоторые связи -внутри восьмерика колокольни, столбы звона, покрытие шатра. Поэтому новая «вставка» — притвор — и колокольня имеют обшивку, отличающуюся от обшивки на церкви.
Покровская церковь, несмотря на серьезные искажения в ее облике, представляет для историков архитектуры и всех любящих народное деревянное зодчество значительный интерес. Она демонстрирует традиционные приемы построения клетских культовых сооружений, хорошие пропорции, чистоту решения конструктивных элементов.
По проекту реставрации этого памятника предполагается восстановить некоторые утраченные детали, в частности крыльцо, с которого открывался широкий вид на всю деревню и окрестности почти до самого Мудозера, расположенного к западу от Волнаволока. Авторы проекта реставрации — архитекторы М. Коляда и И. Мачерет.
К югу от церкви Покрова стоит зимняя церковь Влаоия, как предполагают, построенная в первой половине XIX века. Удивительно, что в различных документах о Покровской церкви нет ни слова о соседней с ней церкви Власия. Как будто ее и не было рядом. Даже при фотофиксации этого погоста в конце XIX века церковь Власия не удостоили внимания. Это поставило реставраторов в довольно затруднительное положение, ведь до сих пор неизвестна даже дата ее постройки.
При натурном обследовании и обмерах этого памятника выяснилось, что историки архитектуры зря пренебрегали им. Церковь Власия в плане представляет довольно компактный вытянутый прямоугольник, разделенный на три неравные части: притвор, трапезную и самую церковь, к восточной стене которой примыкает четвертая часть — более узкий пятигранник алтаря. Силуэтная композиция постройки очень интересна и выполнена с большим вкусом. Основная клеть — самой церкви — по традиции приподнята над трапезной и алтарем. Она покрыта четырехскатной тесовой кровлей, в центре которой поднимается рубленый восьмерик, покрытый куполом и, в свою очередь, служащий основанием вытянутого восьмеричка с главкой. Эта ярусная композиция основной клети с ее завершением является главной вертикальной осью, определяющей силуэтную особенность постройки. Нужно отметить, что церковь Власия уже в XIX веке подверглась «архитектурному улучшению» под каменную архитектуру, благодаря которому и попала в «золушки».
В 50-х годах прошлого века бревенчатую церковь обшили тесом, северный и южный фасады украсили накладными порталами из четырех деревянных трехчетвертных колонн. На западном фасаде под обшивку скрыли очень интересную, традиционную для русской архитектуры открытую галерею с резными столбиками; несколько повысили восьмерик и завершили постройку вычурной эклектической главкой.
Вся эта помпезная мишура, скрывшая истинный облик постройки, связанной с традициями народного зодчества, помешала исследователям увидеть произведение интересного мастера, осмелившегося в XIX веке пойти по пути народных древоделов. Имя этого зодчего, к сожалению, пока неизвестно, а памятник радует удивительной соразмерностью объемов, изяществом.
В проекте реставрации предусматривается вернуть этой постройке первоначальный вид. В результате реконструкции церкви будет возвращена западная галерея, приподнятая на консоли. Столбы этой галереи решены в духе своего времени — резьба их выполнена в виде коротких колонок, схожих с колоннами дорического ордера. На галерею вело односходное крытое крыльцо.
Сейчас Волнаволокский погост ждет своей реставрации. В ближайшее время приступят к его восстановлению. Помимо реставрации памятников проект предусматривает реконструкцию ограды и планировочные работы по восстановлению территории погоста. Здесь предполагается организовать музей, гостиницу для туристов и экскурсантов, желающих отдохнуть на озере, глубже почувствовать народную архитектуру и окружающую природу.
Пидьмозеро очень красиво. Сейчас оно не имеет большого промыслового значения, но в прошлом рыболовство здесь служило хорошим подспорьем в хозяйстве местного населения. В Писцовой книге Обонежской пятины 1563 года о нем записано: «…озеро Пидмо в длину две версты, поперек две версты, а ловят в нем сетными копцы и мердаши во вса лето и зиме мелкую рыбу…» Здесь водятся щука, лещ, окунь, елец, красноперка, судак и раки.
В XV — XVI веках на берегах озера существовало много мелких деревень, и места эти были довольно густо заселены.
Источник информации: «По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева