Село Шустручей является центральной усадьбой совхоза «Красноборский». Село большое, разбросанное по холмам. Три его конца располагаются вдоль трех дорог-улиц, расходящихся на юг, запад и север от центральной площади-въезда. Современное село вобрало в себя древний куст малых деревень — Лавшуково, Сухареве, Матвеевскую, Королеве, Родионове и другие. Эти бывшие деревни очень сильно разрослись и обновились, особенно за последнее время. Построено несколько каменных зданий — клуб, сельсовет и контора совхоза, хозяйственные и производственные корпуса. Усадьба продолжает строиться, обновляться.
В Шустручье интересна с точки зрения памятников деренутый с севера на юг притвор (9,5 X 2,6 метра),, почти квадратная в плане трапезная (9,5 X 9,3 метра), собственно церковь (9,5 X 7,1 метра) и двухапсидный алтарь (9,5 X 4,8 метра). Такая интересная и очень редкая в народном зодчестве форма алтаря получена в результате соединения двух пятигранников. При этом плотники отказались от смежной продольной стенки между ними.
Из хранящейся в Ленинградском областном историческом архиве описи (метрики) церкви известно, что Ильинская церковь в своем первоначальном облике являлась постройкой «корабельного» типа. Она имела колокольню. Судя по следам на чердаке, основание колокольни было устроено над западной частью клети трапезной. За колокольней возвышалась клеть самой церкви, увенчанная пятью главами, устроенными на крещатой бочке.
Центральная глава, более крупная по сравнению с другими, была поставлена на восьмеричок, срубленный на перекрестии бочек. Остальные четыре главы, меньшие по размерам, окружали центральную, возвышаясь над щипцами бочек. Над многогранным покрытием апсид стояли еще две небольшие бочки, тоже несущие на себе по главке. Все главы, в том числе и над колокольней, были покрыты лемехом. Красиво выглядело открытое крыльцо церкви. Его двускатное тесовое покрытие с переломами над нижними рундуками поддерживали резные столбы. Резными были и столбы звона колокольни, служившие опорой для шатрового завершения. Резные подзоры и причелины украшали крыльцо, свесы кровель, наличники окон.
Ильинская церковь — незаурядное произведение древоделов XVIII века, созданное в период, когда народное зодчество стало клониться к упадку. Она представляет собой интереснейший вариант многоглавой церкви, созданный на основе многовековых традиций народного зодчества и влияния каменной архитектуры того столетия. Во второй половине XIX века этому памятнику был нанесен невосполнимый ущерб. Во время ремонтов была разобрана колокольня, «расшиты» (расширены) окна, тесовые покрытия заменены железными, в том числе и покрытия глав, уничтожена вся резьба. Здание вместе с крыльцом обшили тесом.
В результате деревянную церковь грубо подделали под каменную, при этом нарушили силуэтный образ и пропорциональную взаимосвязь объемов, уничтожили всю фактуру бревенчатого сооружения, мягкую пластику фасадов.
Священник, составлявший в 1887 году описание этой церкви, сообщал: «…описываемая церковь ни по внешнему виду, ни по внутреннему устройству не представляет собой художественного интереса», а также отмечал, что ему «не известны сходные с описываемой». Это показательный пример невежества, полного непонимания народной архитектуры: образец культовой постройки, сходной с шустручьевской, был всего в двадцати километрах к северу, в селе Щелейки.
Вторая половина XIX века была губительной почти для всех построек XVIII, XVII веков и более ранних. Повсеместно духовенство проводило капитальные ремонты с реконструкциями. В процессе этих ремонтов меняли завершения, трапезные приспосабливали под приделы (таким образом полностью изгоняя из церквей мирскую жизнь), расширяли окна, обшивали постройки тесом. Широкое распространение получила окраска обшитых зданий в белый цвет. Эта повальная подделка высокохудожественных деревянных народных построек под каменную архитектуру нанесла народному зодчеству огромный вред, искалечила сотни первоклассных памятников. Этим был нанесен серьезный ущерб национальной культуре России.
Пока к Ильинской церкви еще не прикасались руки плотников-реставраторов. Однако, несмотря на то что утрачены главы, разобраны некоторые бочки, переделаны окна, кровля, изуродовано крыльцо, нельзя не отметить пропорциональность срубов, граненых апсид, двухсходного крыльца.
Знакомство с Вознесеньем лучше всего начинать от Свири. Дорога, по которой вы приехали, перейдет в главную улицу поселка, которая ведет к берегу реки и кончается на паромном причале. Свирь у Вознесенья широкая, чистая. Справа открывается ширь Онеги. Влево уходит река, разделяя поселок на две неравные части. Почти по середине реки, чуть левее створа паромных причалов, находится первый свирский порог — Вознесенский. Чтобы лучше его обозначить, на него насыпали гряду крупных валунов.
Вознесенье — поселок городского типа. Основная его часть расположена на левом берегу, на месте бывшего села Намойные Пески, в XVII веке состоявшего из нескольких домов и рыбацких избушек, широко разбросанных по берегу.
Выгодное географическое положение села издревле способствовало развитию здесь торговли и промыслов. В XVI веке на правом берегу реки был основан Вознесенский монастырь, который в 1764 году упразднили, преобразовав его в погост. Название погоста закрепилось и за всем поселением.
В 1852 году с завершением строительства Онежского обводного канала, вошедшего в Мариинскую водную систему, роль Вознесенья возросла еще больше. К концу XIX века здесь насчитывалось около 160 дворов.
Сегодня у Вознесенской пристани швартуются грузовые теплоходы и комфортабельные пассажирские суда, курсирующие по Волго-Балтийскому водному пути. В поселке есть судостроительные мастерские, лесхоз, тепловая электростанция, лесопильный завод.
«По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева